Ви є тут

Організаційно-правові гарантії місцевого самоврядування в Україні

Автор: 
Щебетун Ірина Степанівна,
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002093
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Организационная самостоятельность местного самоуправления

Говоря о самостоятельности в организации и осуществлении местного самоуправления, необходимо понимать, во-первых, организационную самостоятельность органов местного самоуправления.
Во-вторых, население коммунального образования самостоятельно в определении структуры собственных органов местного самоуправления
В-третьих, местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это положение соответствует нормам Европейской хартии местного самоуправления, которая предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.
В-четвертых, понятие самостоятельности предполагает экономическую самостоятельность местного самоуправления. В Украине она обеспечивается, прежде всего, наличием коммунальной собственности.
Наконец, в-пятых, финансовую самостоятельность местного самоуправления обусловливает наличие местного бюджета, внебюджетных фондов, местных налогов и сборов, права органов местного самоуправления на участие в кредитных отношениях.82
Самостоятельность местного самоуправления формулируется в международных документах и нормативно-правовых актах зарубежных стран - как автономия местного самоуправления, рассматриваемая в различных ракурсах. Европейская хартия местного самоуправления, провозглашая принцип широкой автономии как основы существования местных органов самоуправления, проецирует его на:
а) компетенцию,
б) порядок осуществления полномочий
в) используемые для этого средства.83
Причем, в отношении компетенции, понятие автономии распространяется не только на собственные полномочия местного самоуправления, но и частично делегированные. Так, п. 5 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления предусматривает, что при делегировании полномочий центральными или региональными органами, органы управления (имеются в виду органы местного самоуправления) должны, насколько это возможно, обладать свободой приспосабливать их осуществление к местных условиям.
Самостоятельность местного самоуправления, как и самостоятельность любой другой системы в рамках единой государственности, относительна.

Существуя в рамках одной страны, перманентно взаимодействуя с институтами государственной власти, функционируя, в конечном счете, наряду с другими системами в интересах человека, местное самоуправление имеет самые разные ограничители своей самостоятельности.84 Прежде всего, это его статус, который определяет включенность местного самоуправления в общую систему общественного порядка, государственного и общественного управления и самоуправления. Местное самоуправление как выражение, власти народа составляет одну из основ конституционного строя Украины. Народ как источник власти реализует ее на разных взаимосвязанных уровнях: в референдуме, в президентских, парламентских выборах, в местном самоуправлении. Последнее включается в общий порядок волеизъявления и управления социальными процессами, в систему представительной и непосредственной демократии.
Другой рациональный ограничитель самостоятельности местного самоуправления также объективного характера - ограниченность его полномочий вопросами местного значения, локальной территории.85 Местное самоуправление имеет особую природу, отличающую его и от государственного управления в интересах всего общества, всех территорий, и от действий конкретных физических и юридических лиц. Местное сообщество имеет статус локальной публичной корпорации (коммунальной корпорации). Эта коммунальность именуется в конституционном (государственном) и коммунальном праве терминами "паблик" (public), "оффентлихе" (offentliche) и др., т.е. нечто "общественно-публичное", среднее и посредническое между государственным и частным. Местное самоуправление не выходит за рамки своей компетенции, (полномочия) в правовое пространство ни органов государственной власти, ни физических и юридических лиц. В этом особенность коммунального права, по сравнению с конституционным (государственным) и гражданским правом, в этом источник и ограниченности местного самоуправления. Кроме того, местное самоуправление действует в рамках таких объективных ограничителей как дефицит финансовых средств, корпоративный характер интересов местного сообщества, а также субъективных факторов: уровень развития местного правотворчества и правосознания, правовой культуры и активности населения. Значительно корректирует проведение самостоятельной местной политики деятельность органов государственной власти. Принятие новых законов, осуществление правительством общегосударственной политики в конечном итоге не только затрагивает интересы населения, но и требует участия (соучастия) тех или иных органов местного самоуправления.86 Следует заметить, что в зарубежных странах существует хороший опыт решения подобных проблем. Европейская хартия местного самоуправления реализовала этот опыт в требовании, чтобы "в процессе планирования и принятия любых решений, непосредственно касающихся органов местного самоуправления, необходимо консультироваться с этими органами, насколько это возможно, делая это заблаговременно и в соответствующей форме" (Ст. 4, п. 6).
Среди важнейших факторов, которые ограничивают самостоятельность местного самоуправления - контроль со стороны государства. Органы государственной власти одновременно осуществляют контроль за соблюдением законодательства о местном самоуправлении, регулируют и устанавливают ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов, осуществляют прокурорский надзор, регис