Ви є тут

Системне рішення задачі підвищення ефективності пасажирських перевезень на метрополітені

Автор: 
Глушаков Сергій Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002242
129 грн
Додати в кошик

Вміст

<p style="font-family: 'Times New Roman', 'Times', serif; font-size: 18px; background-color: #ffffff;"><span style="background-color: #ffffff;">РАЗДЕЛ 2<br />ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПАССАЖИРСКИХ<br />ПЕРЕВОЗОК В МЕТРОПОЛИТЕНЕ В УСЛОВИЯХ<br />НЕДОСТАТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ<br /> <br /> В связи с невозможностью проведения на железнодорожном транспорте (метрополитене) непосредственного эксперимента с целью поиска наиболее эффективного режима эксплуатации особую роль приобретает математическое моделирование. Представим железнодорожную транспортную систему, с одной стороны, в виде потока грузов и пассажиров, обеспечивающего жизнедеятельность в некотором пространстве, а с другой - в виде "проточной" системы с непрерывным процессом обновления (в виде различного вида ремонта и восстановления подвижного состава и других технических средств). При этом весьма важной является задача оптимизации параметров процессов износа и обновления. <br /> <br /> <br /> 2.1. Обеспечение максимально возможной надежности транспортных операций в условиях определенной толерантности<br /> <br /> Решение проблемы эффективной эксплуатации метрополитена непременно должно опираться на такие разделы знаний, как теория надежности, теория устойчивости. Связано это с тем, что надежность работы системы и ее устойчивость непосредственно определяют безопасность как способность осуществить заданную функциональную деятельность.<br /> В работе В.Н. Самсонкина [55] вводится термин "жизнеспособность", в котором объединяются эти два понятия. Система, обладающая высокой жизнеспособностью, обеспечивает максимальную безопасность при осуществлении функциональной деятельности. Фактически надежность и устойчивость - это независимые характеристики, составляющие пространство событий жизнеспособности любой конкретной системы. Надежность представляет собой способность транспортной системы сохранять свои наиболее существенные свойства (безотказность и ремонтопригодность) на заданном уровне в течение фиксированного промежутка времени при определенных условиях эксплуатации. Отсюда следует, что надежность является производной характеристикой безотказности и ремонтопригодности транспортной системы.<br /> Введение "определенных условий" допускает наличие их вариативности, предполагает некоторую устойчивость надежности, то есть способность системы возвращаться из определенного диапазона различных состояний к некоторому стационарному (равновесному) состоянию. Как ремонтопригодность, так и надежность имеют количественные критерии описания, что позволяет осуществлять моделирование поведения системы с введением конкретных количественных характеристик. Задавая средний уровень надежности работы отрасли в целом или в определенной ее части, можно получить необходимые критерии функционирования, а также требования к ремонтопригодности и устойчивости рассматриваемых структур.<br /> Возможные нарушения транспортных перевозок могут быть условно разделены на три категории: по вине техники, человека и среды. Такое деление вытекает из рассмотрения транспортных операций в общей системе "человек - среда - транспортное средство". Каждая из составных частей этой системы имеет свою степень надежности, ремонтопригодности и устойчивости, которые определяют общую безопасность.<br /> Однако во всех случаях речь идет о прямой или опосредованной деятельности конкретных людей, связанной с неточным расчетом, несвоевременностью действий, недостаточным знанием ситуации, недостаточной компетентностью, неудовлетворительным контролем выполняемых процессов. Все это порождает неоднозначность (толерантность) их действий.<br /> В работе транспортных средств ("техники") также существует определенный диапазон состояний, в котором они, тем не менее, обеспечивают удовлетворительную надежность функционирования транспортного процесса, то есть системы "человек - среда - транспортное средство". Таким образом, речь идет о неоднозначности или толерантности транспортных средств.<br /> Аналогично можно сказать и о толерантности среды. Существуют границы изменений параметров среды, в которых находится равновесное состояние деятельности транспортной системы с необходимой надежностью.<br /> Представим метрополитен как систему, состоящую из n компонент. То есть каждая компонента системы<br /> <br /> <br /> <br />имеет определенную вероятность выхода из строя или неточного выполнения своей функции на текущий момент происходящего события . В результате осуществляемых мер контроля и профилактики это состояние не остается постоянным, а колеблется в определенных границах , что определяет ее устойчивость. Здесь - есть множество состояний устойчивости системы. Процесс совмещения событий отказа носит вероятностный характер. Это позволяет говорить о протекании процессов в системе "человек - среда - транспортные средства" в толерантном пространстве. Именно в условиях определенной толерантности ставится задача обеспечения максимально возможной надежности транспортных операций.<br /> Проводя обработку потока информации, любая функциональная система (Ф.С.), основанная на сравнении поступающих сигналов-образов, допускает определенную неточность в отображении информации. Практически эта неточность должна возрастать по мере усложнения информации, поскольку будет результатом сочетания образов первого порядка. Интуитивно очевидно предположение: чем более расплывчаты сведения о факторах, определяющих протекание информационного процесса, тем менее правильны предпринимаемые заключения или действия системы. Это положение требует более строгой постановки проблемы разрешимости задачи при соответствующей точности информации, что заставляет дать определение.<br /> Пусть процесс физического существования Ф.С. протекает в толерантных пространствах. Определим, прежде всего, понятие толерантности. Всякий процесс или явление определяются соответствующей точностью измерения. В пределах выбранной единицы масштаба, происходящие отклонения не могут быть учтены. Следовательно, масштаб измерения порождает неопределенность (размытость) или толерантность.<br /> Термин "толерантность" эквивалентен понятию "неразличимость" и используется в ряде работ. Введение данного понятия дает возможность количественно оцени</span></p>