Ви є тут

Оцінка та діагностика конкурентоспроможності підприємств

Автор: 
Дробітько Наталія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002252
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
2.1. Методы оценки конкурентоспособности предприятий
Анализ существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия служит
основанием для их совершенствования, разработки принципиально новых методик и
методов, способствующих более полному исследованию конкурентоспособности
предприятия и выявления резервов её повышения. Конкурентоспособность всегда
оценивается относительно определённой базы при помощи как качественных, так и
количественных методов анализа.
Среди основных методов оценки конкурентоспособности предприятия можно выделить
следующие:
1. Метод на основе теории мультипликаторов.
2. Метод на основе расчёта интегрального показателя.
3. Матричный метод.
4. Метод оценки с точки зрения производственного потенциала.
5. Метод, основанный на анализе сравнительных преимуществ.
6. Метод, базирующийся на теории качества товара.
7. Метод, построенный на основе теории эффективной конкуренции.
8. Метод, основанный на теории равновесия предприятия и отрасли.
Одним из множества наиболее часто применяемых методов оценки уровня
конкурентоспособности является метод, основанный на положениях теории
мультипликаторов [66, 137]. Механизм мультипликации характеризует цепочку
последовательной зависимости эффектов и вызвавших их стимулов. Таким образом,
механизм мультипликации применительно к оценке уровня конкурентоспособности:
предприятие для поддержания высокого уровня конкурентоспособности должно
постоянно осуществлять инвестиции в развитие своего стратегического потенциала,
а также в меры, связанные с адаптацией к условиям, формируемым детерминантами
“национального ромба” М.Е. Портера [105, с.261]. Эффект этих инвестиций тем
выше, чем выше достигаемое ими качество удовлетворения потребностей покупателей
в перспективе. Чем выше качество удовлетворяемых потребностей потребителя, тем
выше доходы предприятия, его прибыль. Иными словами, мультипликатор определяет
зависимость доходов (эффекта) от инвестиций, и чем больше его величина по
отношению к мультипликатору, рассчитанному для базисного предприятия, тем
предприятие обладает более высоким уровнем конкурентоспособности.
Количественная величина мультипликатора () рассчитывается по формуле:
, (2.1)
где: n - порядковый номер периода, в ходе которого имел место тот или иной
эффект;
r - предельная склонность к потреблению.
, (2.2)
где: - прирост потребления;
- прирост дохода.
Однако, эффекты зависят от их стимулов последовательно. Поэтому снижение
влияния одного из стимулов может нарушить всю дальнейшую цепочку эффектов.
Метод мультипликации применим для тех предприятий, которые хотят вложить
инвестиции в развитие своего стратегического потенциала и в мероприятия,
способствующие приспособлению предприятия к изменениям внешней среды, и
получить от этого вложения определённый эффект. Это простое средство анализа,
основанное на оценке качества удовлетворения потребностей потребителей в
перспективе.
Другим методом оценки конкурентоспособности является метод количественного
анализа на основе расчёта интегрального показателя [86, 99].
Конкурентоспособность – многогранное понятие, на которое оказывает влияние
большое количество факторов. Конкурентоспособным оказывается то предприятие, у
которого оказывается товар, удовлетворяющий потребности покупателя оптимальным
образом, и наиболее эффективное производство этого товара [47].
Интегральный показатель уровня конкурентоспособности предприятия () включает в
себя два элемента – критерий, отражающий степень удовлетворения потребностей
потребителя, и критерий эффективности производства.
, (2.3)
где: К1 - уровень конкурентоспособности товара (степень удовлетворения
потребностей покупателей);
К2 - уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности,
оцениваемый по сравнению с конкурентами.
Конкурентоспособность товара (степень удовлетворения потребностей потребителя)
определяют при помощи численных показателей оценки конкурентоспособности:
единичных, групповых и интегрального. Для оценки конкурентоспособности
необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и изделия
товара-конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, а затем сравнить
наилучшие показатели. За базу сравнения берётся конкретная потребность, поэтому
возможно сопоставление и неоднородных товаров, удовлетворяющих эту
потребность.
Единичный показатель оценки конкурентоспособности товара отражает процентное
отношение величины какого-либо технического или экономического параметра к
величине того же показателя продукта-аналога конкурента. Групповой показатель
объединяет единичные показатели и характеризует уровень конкурентоспособности
по однородной группе параметров (экономических, технических). Интегральный
показатель даёт численную характеристику конкурентоспособности товара ():
, (2.4)
где: Т - показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
Э - показатель конкурентоспособности по экономическим параметрам.
(2.5) или , (2.6)
где: - абсолютное значение i-го технического параметра исследуемого материала;
- абсолютное значение i-го технического параметра, принятого за базовый
(образец сравнения);
и - относительный показатель качества материала по i-тому показателю;
- коэффициент весомости i-го показателя (определяется экспертным путём).
При этом из формул (2.5) и (2.6) выбирается та, по которой увеличение
относительного показателя отвечает условиям улучшения качества продукции.
, (2.7)
где: - частный индекс затрат на перерабо