Ви є тут

Творчість Є.П.Ростопчиної

Автор: 
Щокіна Тетяна Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002425
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. ПОЭЗИЯ Е.П.РОСТОПЧИНОЙ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА
В данной главе автор диссертации поставил своей задачей рассмотреть поэтическое творчество Ростопчиной, его проблематику, обратив внимание на традиции, которые развивала поэтесса, на новаторство, присущее лучшим ее поэтическим созданиям, - и таким образом точнее определить место Ростопчиной в истории русской поэзии первой половины ХIХ века.
Приход в русскую литературу женщин-писательниц, к числу которых принадлежала и Ростопчина, ставший отзвуком соответствующей тенденции в мировой литературе - появления групп поэтесс в Германии (Амалия Имгоф, Каролина Вольцоген, София Меро, Фредерика Брун), Франции (Марселина Деборд-Вольмор, Дельфина Ге, Амабль Тастю, Элиза Меркер) и других странах, - связан с идеями романтизма, выступавшего за свободу и ценность каждой человеческой личности. Значительное влияние на этот процесс оказало и выросшее на романтических традициях творчество Жорж Санд, исполненное пафоса эмансипации чувств.
Активная поэтическая деятельность Ростопчиной приходится на 30-40-е годы. Стихотворения, которыми мы располагаем, являются неотъемлемой частью русской романтической поэзии этих лет, отразившей духовную атмосферу, которая установилась после разгрома декабристского движения. Как справедливо отмечает Е.А.Маймин, романтизм - явление настолько сложное, что отнести творчество того или иного писателя к какому-нибудь одному типу невозможно [91,23]. Это в полной мере относится и к поэзии Ростопчиной, где отчетливо слышатся мотивы элегий Жуковского, видны традиции пушкинского романтизма и ощущаются лермонтовские настроения.
Еще в детском возрасте Ростопчина с особым увлечением читала А.С.Пушкина. В своих заметках она вспоминала об этом: "В то время я была в полном восторге от Шиллера, Жуковского, Байрона, Пушкина"[133,611]. О знакомстве с поэтом она поведала в стихотворении "Две встречи". Посылая его П.А.Плетневу (именно ему посвящено стихотворение), поэтесса в письме от 21 декабря 1838 года писала: "Две встречи - истинный рассказ моих первых двух свиданий с Пушкиным"[150,272]. Первый раз Ростопчина (тогда еще Сушкова) увидела Пушкина весной 1827 года в Москве. Поэт присутствовал на пасхальном народном гуляньи под Новинским монастырем. Как вспоминал очевидец, толпы народа ходили за славным певцом Эльбруса и Бахчисарая, при восхищениях с разных сторон:"Укажите! Укажите нам его!"[5,104]. Вторая встреча произошла в 1829 году в первую зиму выезда в свет Ростопчиной на балу у князя Д.В.Голицына. Позднее, вспоминая об этом вечере, брат Ростопчиной Сергей Петрович Сушков рассказывал: "Пушкин так заинтересовался пылкими и восторженными излияниями юной собеседницы, что провел с нею большую часть вечера и после того тотчас познакомился с семейством Пашковых" (Пашковы - родители матери Ростопчиной - Т.Щ.)[171,VIII]. Сама же поэтесса так описала эту встречу:
В тот вечер прекрасный весь мир озлащался.
Он с нежным приветом ко мне обращался,
Он дружбой без лести меня ободрял...[148,96] ("Две встречи").
Вскоре после своей свадьбы поэт побывал в доме Пашковых: 1 марта 1831 года на масленицу Пушкин вместе с женой и Евдокией Сушковой приняли участие в гулянии и катании на санках. C тех пор Наталья Николаевна и Евдокия стали подругами. В дальнейшем, по приезде в 1836 году в Петербург, Ростопчины нередко устраивали вечера, на которые собирались известные литераторы, артисты и музыканты столицы. Среди них - В.А.Жуковский, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, П.А.Плетнев, А.С.Даргомыжский, М.И.Глинка и др. Несомненно, что приходил туда и А.С.Пушкин. Неизвестно, как часто его видели там, но, по словам мужа графини А.Ф.Ростопчина, поэт за день перед дуэлью обедал у них и несколько раз выходил из-за стола "мочить себе голову, до того она у него горела"[150,7]. По всей видимости, дружба с женой Пушкина нелегко давалась молодой поэтессе. Еще в феврале 1832 года она написала стихотворение "Отринутому поэту", которое, скорее всего, предназначалось Пушкину. В нем Ростопчина осуждала выбор поэта: "Она не поняла поэта!.. // Но он зачем ее избрал?", - обличая Наталью Николаевну в холодности и бездушии: "В ней спит душа и не проснется, // Покуда молода она..."[148,47-48]. Нужно сказать, что это стихотворение оказалось в какой-то степени пророческим, так как в нем предугадывалась судьба жены Пушкина: "Тогда, покинув сцену света, // И одинока и грустна, // Воспомнит верного поэта // С слезой раскаянья она!"[148,48].
По прошествии некоторого времени Ростопчина переосмыслила свое отношение к Пушкиной и была среди немногих, кто по достоинству оценил ее. Тем более что большинство современников считало Наталью Николаевну пустой светской красавицей, не способной на глубокие чувства и переживания. Ростопчина же продолжила свою дружбу с вдовой поэта и после роковой январской дуэли. Они часто встречались и у знакомых, и у себя дома, вместе ездили на отдых в Ревель. Об этом свидетельствует П.А.Плетнев в своем письме к Я.К.Гроту от 8 марта 1844 года: "Обедал у Ростопчиной. Она на лето едет в Ревель с Н.Пушкиной"[150,284]. А в 1840 году Ростопчина посвятила Наталье Николаевне стихотворение "Арабское предание о розе", где превосходно передала всю глубину пережитых ею страданий: " Она перенесла губительный удар, // Она пережила годину слез и скуки..."[148,138].
Бесспорно, знакомство с поэзией Пушкина не прошло для Ростопчиной бесследно. В ее стихах мы находим немало перекличек с Пушкиным. К примеру, в стихотворении "Надевая албанский костюм" (1835) вырисовывается мотив романтического "бегства" на природу (в трактовке которого Ростопчина следует за Пушкиным) и связанное с ним стремление к свободе, противопоставляемое "плену горожанки" (ситуация Алеко). Использование поэтессой повтора и употребления при нем эпитетов различного значения: "Наряд чужой, наряд восточный" (у Пушкина: "Твой грустный шум, твой шум призывный") напоминают пушкинскую манеру передачи поэтических характеристик. Стихотворение Ростопчиной "Последний