Ви є тут

Синтез системи механiзмiв кредитного менеджменту пiдприємства

Автор: 
Козлов Вадим Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
3402U002453
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
КРЕДИТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ УКРАИНЫ

2.1. Методы организации кредитного менеджмента предприятия.
Современное предприятие самостоятельно финансирует все направления своих расходов в соответствии с производственными планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая их в производство продукции в целях получения прибыли.
Обязательным условием успешной хозяйственной деятельности предприятия в условиях рыночной экономики является самофинансирование. Принцип самофинансирования базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно-технической базы предприятия. Он означает, что каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности средств потребность в них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идет о текущих затратах и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счет:
амортизационных отчислений;
прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной деятельности;
дополнительных паевых взносов участников в товариществах;
средств, получаемых от выпуска облигаций;
средств, привлекаемых путем выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;
долгосрочных кредитов банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);
других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).
Предприятие осуществляет управленческий и финансовый учет своей деятельности, ведет статистическую отчетность, предоставляет сведения по требованию органам, которым предоставлено право контроля финансово-хозяйственной деятельности.
Отношения предприятия с другими учреждениями, организациями, предприятиями и гражданами осуществляется на основании договоров.
При расчетах с покупателями и поставщиками отгрузка и оплата товаров не совпадают во времени, это приводит к появлению дебиторско-кредиторской задолженности. Часть этой задолженности неизбежна в процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Рассмотрим основные моменты действующей на современном предприятии схемы управления дебиторско-кредиторской задолженности (рисунок 2.1).
Причинами возникновения дебиторско-кредиторской задолженности на предприятии могут быть: [75].
несвоевременная оплата отпущенной готовой продукции и оказанных услуг;
задолженность работников предприятия и других лиц за пользование инвентарем;
задолженность за несданную, утерянную или утраченную спецодежду;
задолженность по несвоевременно возвращенным подотчетным суммам;
задолженность за проживание в жилых домах и общежитиях;
задолженность за отпущенные без предоплаты материальные ценности;
задолженность по платежам в бюджет;
несвоевременная оплата полученного сырья и материалов.

Вся информация о возникновении, причинах, сроках и суммах дебиторской задолженности концентрируется в таких службах предприятия, как отдел сбыта, финансовый отдел, бухгалтерия, склады и юридический отдел. Затем эта информация для принятия решений передается руководству предприятия. Подобная схема управления дебиторско-кредиторской задолженностью отличается низкой эффективностью, так как подразделения предприятия выполняют присущие им функции, не всегда имея возможность вникать в сущность проблем управления дебиторско-кредиторской задолженностью. В свою очередь руководство предприятия принимает решения стратегические, также не имея возможности детально проследить возникновение проблемы в сфере управления дебиторско-кредиторской задолженностью и определить пути решения этих проблем. К тому же в подобной схеме управления никто конкретно не несет ответственности за принятие решений в сфере кредитного менеджмента, что также снижает эффективность управления.
Если ввести в схему управления дебиторско-кредиторской задолженностью на предприятии дополнительное звено - кредитный менеджер, который подчиняется непосредственно руководству (рисунок 2.2), то эффективность менеджмента повысится.
Об этом свидетельствует практика зарубежного кредитного менеджмента. Причем может быть введена должность кредитного менеджера с прямым подчинением руководителю (эта практика наиболее распространена в США) или кредитный менеджер может возглавить финансовый отдел (эта практика распространена в странах Западной Европы) [97].
В любом случае кредитный менеджер должен проводить всю работу по обеспечению своевременности оплат, принимать самостоятельные решения и нести ответственность за последствия своих действий. Рассмотрим особенности кредитного менеджмента на предприятии. Схема последовательности принятия решений в сфере кредитного менеджмента приведена на рисун-
ке 2.3.
Рис. 2.3. Организационные аспекты кредитного
менеджмента предприятия.

Прежде чем принять правильное решение, необходимо определить цель или руководящее направление, которые помогут лицам, принимающим решение, оценить предпочтительность одного варианта действий перед другим.
После выбора стратегического варианта развития (блок 1) должны быть определены основные направления кредитной политики.
Кредитная политика предприятия должна дать ответ на два основных вопроса:
1. Какую долю оборотного капитала предприятие имеет возможность изъять из оборота для финансирования дебиторов? Это зависит от ситуации на рынке и конкурентоспособности, а также от состояния оборотного капитала предприятия, который в свою очередь зависит от объема продаж. На уровне руководства предприятия устанавливается предельный объем инвестиций в дебиторов. Тогда кредитный менеджер имеет критерий измерения и может отслеживать уровень задолженности выше или ниже требуемого. Уста