Ви є тут

Управління конкурентоспроможністю підприємства в умовах трансформаційної економіки.

Автор: 
Осиченко Надія Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U002711
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

2.1. Формирование принципиальных основ управления конкурентоспособностью предприятия

Стратегические и оперативные задачи по вопросам обеспечения конкурентоспособности ни одно предприятие не может решить без соответствующей системы управления. С переходом к рыночной экономике проблемы разработки и совершенствования системы управления конкурентоспособностью становятся актуальными для предприятий всех форм собственности, осуществляющих свою деятельность на принципах хозяйственного, коммерческого расчета. Особую значимость эта проблема имеет для промышленных предприятий. Высокая монополизация экономики, концентрация и централизации ресурсов и капитала в отдельных структурах обусловливают низкие естественные механизмы адаптации промышленных предприятий к новым условиям хозяйственной деятельности. Одним из значимых механизмов разрешения данного противоречия выступает концепция управления конкурентоспособностью, которая охватывает наиболее сущностные элементы сознательного поведения предприятий в отношении производственно-хозяйственной деятельности и рыночной стратегии.
В практической деятельности каждое промышленное предприятие разрабатывает и руководствуется присущей только ему концепцией системы управления конкурентоспособностью, которая отражает его наиболее характерные черты функционирования и стратегического развития. Однако в основе каждой из них наряду со специфическими для каждого предприятия особенностями существуют и общие закономерности, которые отражают его определенную специфику как формы организации производственно-хозяйственной деятельности.
Система управления конкурентоспособностью представляет собой совокупность элементов (форм, методов и т.д), посредством которых предприятие сознательно осуществляет свою миссию и стремится к достижению поставленных целей. Исследование системы управления конкурентоспособностью может вестись в различных ракурсах, в зависимости от стоящих перед предприятием задач. Г. Скударь, например, главное внимание в общей концепции управления конкурентоспособностью сосредотачивает на оперативных и стратегических вопросах в реализации конкурентных стратегий и достижении конкурентных преимуществ на конкретных рынках ?129, с. 18?. Бесспорно, данный подход с позиций функционирования предприятий как субъектов рынка отражает закономерности эффективной предпринимательской деятельности. Рыночная экономика - это борьба производителей за потребителей, поэтому-то столь большое значение и придается исследованию конкурентной среды, стратегии, анализу потребительского спроса и конкурентам. Однако в условиях современного этапа трансформационной экономики, когда главной задачей для основной части предприятий, особенно промышленного приватизированного сектора, является преодоление кризисной модели развития и переход к эффективному развитию, этот подход, на наш взгляд, недостаточен.
Концепция управления конкурентоспособностью, являясь составной частью системы управления, должна на основе элементного состава (в их взаимосвязи и детерминизма) обусловить конструкцию, модель развития предприятия таким образом, чтобы были обеспечены:
1. Эффективная организация труда и производства (внутренняя эффективность), обусловливающая синергетический эффект и основу сильных позиций на рынке.
2. Сильные позиции на рынке (внешняя эффективность), что обусловливает достижение предприятием и обществом своих целей. Предприятие возмещает издержки производства и получает прибыль. Общество получает необходимую продукцию, услуги, а также часть прибыли, которое оно использует на свое дальнейшее развитие.
3. Большие экспоненциальные возможности роста предприятия и капитала. В условиях рыночной экономики развитие национальной экономики опосредуется развитием экономики предприятий.
4. Привлекательный имидж, ибо сущностным источником развития предприятия становятся привлеченные средства, в том числе и мелких, частных инвесторов.
Следует подчеркнуть, речь идет не об одном каком-либо изолированном предприятии, которое стремится опередить конкурентов с целью получения максимальной прибыли. Предприятие как понятие корреспондирует с экономической системой. Поэтому сегодня важно в системе концепции и построении реальной системы управления конкурентоспособностью предприятия отразить прежде всего условия их превращения в эффективные структуры рынка как основы национальной экономики. А это невозможно сделать, не преобразуя в соответствии с законами рынка всей внутренней организации бизнеса и системы управления. Сегодня важно понять, что бывшие социалистические предприятия, сохраняя свои прежние организационные структуры, управление, базовые ценности, цели и т.д. не смогут преодолеть кризисное состояние и превратиться в конкурентоспособные структуры рынка. А без этого, в свою очередь, не может быть речи и о высоко эффективной рыночной экономике, т.е. как системы более продуктивной, нежели социалистическая организация труда и производства.
В самом общем виде концепцию системы управления конкурентоспособностью в аспекте составных частей можно представить в виде трех блоков, которые отражают: социально-экономические условия экономической деятельности, определяющие условия координации усилий собственников, менеджеров, персонала и вхождение материальных ресурсов в производственный процесс; производство по схеме кругооборот, оборот и экономический рост капитала; структуру внешней среды. Схематично представление об этом отражает рисунок 2.1.

Рис. 2.1. Предельный уровень концепции управления конкурентоспособностью предприятия

Необходимо обратить внимание на то, что построение системы управления на предприятии в целом и в каждой его подсистеме в условиях рыночной и трансформационных экономик принципиально отличается от управления в командно-административной или планово