Ви є тут

Психологічні особливості уявлення та переживання насильства молодшими підлітками та юнаками (психосемантичний підхід)

Автор: 
Кочемировська Олена Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003219
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Описание выборки и методов исследования
2.1. Описание исследуемой выборки
В соответствии с целью и задачами исследования выборку составили младшие
подростки (мальчики и девочки 12-13 лет) и юноши (юноши и девушки 16-17 лет).
Все участники исследования – учащиеся 7-х и 11-х классов частной гимназии
«ОЧАГ», школы-лицея №1, УВК №116 г. Харькова. Отбор подростков и юношей
проводился по следующим признакам: в исследовании приняли участие школьники,
живущие в формально благополучных семьях (семьи полные; родители не пьют, имеют
высшее образование, устойчивые источники дохода), не имеющие серьёзных
нареканий со стороны учителей или школьной администрации, не характеризующиеся
склонностью к делинквентному поведению. В результате, в исследовании приняли
участие 53 человека: 27 подростков 12-13 лет (13 мальчиков и 14 девочек) и 26
юношей и девушек 16-17 лет (13 юношей и 13 девушек). Такой выбор обусловлен
тем, что подростковый возраст является наиболее адекватным периодом для
изучения особенностей формирования ценностных представлений [101; 108]. Кроме
того, все подростки, принимающие участие в исследовании, являются членами
семей-носителей социальных норм, в связи с чем вопрос о структуре их
представлений о насилии приобретает особую значимость с точки зрения
прогнозирования динамики развития общественных отношений.
Структура субъективных представлений о насилии, являющемся значимым элементом
системы общественных морально-этических представлений, определяет, в большой
мере, развитие склонности к актуализации насильственного поведения [93; 115].
Некоторые исследователи [26; 99; 114, с.23-25, 49-50] связывают это с
особенностями когнитивной сферы подростков, характеризующейся активным
образованием новых понятий и формированием, на их основе, новых способов
поведения. Иными словами, внутренняя структура понятий, формирующихся в
процессе социализации на основе переработки общественного опыта и усвоения
социальной знаковой системы (правил, стереотипов, установок, ценностей и т.п.),
обуславливает склонность к тем или иным способам поведения [92-93; 101; 108].
Таким образом, нарушение процесса социализации и усвоения социокультурной нормы
насилия ведёт к искажению внутренней структуры образа насилия насилия, что, в
свою очередь, находит своё отражение в поведении индивида.
Исследования [11; 15; 104] показывают, что нестабильность системы общественных
ценностей, аномия приводят к искажению процесса социализации подростков,
развитию у них склонности к девиантному, в том числе насильственному поведению.
В настоящее время фиксируется устойчивая тенденция проникновения насилия во все
сферы межличностных отношений, ценностно-мотивационные структуры личности
вследствие нестабильности современной социальной среды Украины, противоречивого
влияние СМИ [44; 86; 110; 111]. В таких условиях подростки демонстрируют
склонность к различным формам девиантного поведения, амплитуда которых
изменяется от социального отчуждения до открытой агрессии и насилия [37; 44].
Можно говорить о формировании особой «виогентной» модели отношений, которая
заключается в том, что в разрешении даже простейших жизненных ситуаций
подростки применяют насилие как единственно верный, по их мнению, способ
воздействия [86; 112].
Подростки обладают повышенной восприимчивость к социальным нормам, в результате
чего происходит переориентация системы ценностей со свойственных более младшему
возрасту на приемлемые для взрослых [76; 101; 134]. Таким образом, подростковый
возраст является периодом становления индивидуальной системы морально-этических
норм, основанной на системе общественных ценностей [108; 114] и представляется,
в связи с этим, наиболее подходящим для изучения динамики формирования
структуры субъективного переживания насилия.
В связи с перечисленными выше особенностями подросткового возраста, выборку
составили учащиеся 12-13 лет и 16-17 лет, то есть представители возрастных
групп, соответствующих началу и окончанию подросткового периода. Исследуемая
выборка была разделена на четыре группы:
По критерию возраста:
1) подростки 12-13 лет; 2) юноши и девушки 16-17 лет;
По критерию пола:
3) мальчики и юноши; 4) девочки и девушки.
Такое деление позволяет оценить как гендерные различия субъективного
переживания насилия, так и возрастную динамику изменения психосемантической
структуры понятия «насилие» в процессе социализации по мере адаптации к
требованиям социума, что даёт возможность разработать эффективную программу
психологической профилактикии и коррекции насильственного поведения подростков
с учётом их возрастных и гендерных особенностей.
2.2. Методы исследования и статистической обработки материала
Исследование индивидуальной системы значений понятия «насилие» сопряжено с
целым рядом трудностей, связанных с особенностями социокультурной среды. Как
было показано ранее, насилие – это понятие, заключённое в жёсткие этические
рамки, зависящее от них [144] и характеризующееся двойственностью и
неопределённостью. Сложность субъективного образа насилия, существующего в
подростковой и юношеской субпопуляциях, не позволяет исследовать его с помощью
методов оценки реального поведения или прямого опроса (диспозиционного
поведения), т.к. они не дают возможности получить достоверную информацию о
структуре представлений, связанных с понятием «насилие». В то же время,
субъективное представление о насилии представляет собой категориальную
иерархизированную систему значений понятия «насилие», реконструкция которой
предполагает применение методов экспериментальной психосемантики. Построение
субъектив