Ви є тут

Економіко-організаційні засади розвитку нафтоналивного флоту України

Автор: 
Нікулін Сергій Георгійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003244
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Формы и методы государственной поддержки создания
нефтеналивного флота Украины
2.1. Грузовые преимущества национальному морскому перевозчику при доставке
энергоносителей в Украину морем – условие обеспечения экономической
безопасности государства
Важной предпосылкой создания в Украине собственного наливного флота является её
стремление к обеспечению собственной экономической безопасности, которая играет
основную роль в общей концепции национальной безопасности страны.
Украина унаследовала от СССР многие диспропорции, которые дают основание
считать её экономику неустойчивой под влиянием внешних неблагоприятных
воздействий экономического и политического характера. Одной из главных таких
диспропорций является несоответствие стоимостной оценки финансовой мощи
государства, природно-ресурсного потенциала и трудовых ресурсов благосостоянию
его граждан. На фоне набирающего темпы процесса глобализации перед Украиной
стоит проблема создания современной и эффективной финансово-банковской системы,
рыночных механизмов и институтов корпоративного управления, которые позволили
бы доходы государства направить в инвестиции, создать благоприятные условия для
отечественных производителей.
Геополитическая стратегия страны определяется следующей цепочкой:
геополитика®национальные интересы®экономическая безопасность.
С учетом особенностей процессов глобализации и принципов построения
геополитической стратегии необходимо различать внутренние и внешние угрозы.
Внутренние угрозы заключаются в неспособности страны к самосохранению и
саморазвитию, отсутствии условий для развития инновационных процессов,
существовании недостаточно эффективной системы государственного регулирования
экономики, неумении использовать международный опыт разрешения
социально-экономических противоречий и конфликтов. Без проведения
соответствующей экономической политики длительное сохранение внутренних угроз
приводит к тому, что страна становится более уязвимой перед внешними угрозами,
поскольку ослабление и нестабильность экономического и особенно финансового
положения государства мешают ему поддерживать свой статус на международной
арене.
Система экономической безопасности Украины должна включать в себя ряд
обязательных составляющих, которые схематично изображены на рис. 2.1 [ 39 ].

Рис. 2.1. Система экономической безопасности Украины.
В основе любой системы экономической безопасности должны лежать определенные
государственные цели. Одной из таких целей может быть, например, построение
социально-справедливого рыночного хозяйства, опирающегося на разнообразные
формы собственности, принципы конкурентного ценообразования, эффективную
государственную бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику, создание
привлекательного инновационного и инвестиционного климата.
Концепция национальной безопасности Украины должна способствовать достижению
следующих целей:
- обеспечение достойного места Украины в мировом сообществе;
- соблюдение национальных интересов Украины;
- организация мониторинга угрозы национальной безопасности;
- создание государственных и общественных институтов, обеспечивающих
национальную безопасность.
Проанализируем более детально экономические аспекты некоторых из перечисленных
целей.
Национальные интересы Украины, как и любого другого суверенного государства,
охватывают различные сферы общественной жизни: экономоческую, политическую,
военную, культурную и др. В сфере экономики эти интересы выражаются в
следующем:
1) возможность стабильного, сбалансированного роста экономики в условиях
расширенного воспроизводства;
2) рациональная степень государственного регулирования экономики,
обеспечивающая максимальную эффективность функционирования экономики и её
социальную направленность;
3) достойный уровень жизни населения и возможность его повышения, наличие
социальных программ;
4) создание условий, обеспечивающих устойчивость финансово-банковской системы;
5) оптимальная структура внешнеторговой деятельности, предполагающая широкий
доступ товаров отечественных производителей на внешний рынок и максимально
допустимый уровень удовлетворения потребностей населения в импортных товарах;
6) создание устойчивого внутреннего рынка;
7) независимость Украины в стратегически важных отраслях экономики, в
частности, в энергетике и транспорте;
8) лидирующие позиции на стратегически важных направлениях научно-технического
прогресса;
9) обеспечение экономических и правовых условий, препятствующих криминализации
экономики и общества.
Для оценки экономической безопасности могут быть использованы многие
количественные показатели, общее число которых превышает 100. При отборе этих
показателей должны учитываться следующие критерии: их способность в
количественной форме выражать тот или иной вид национальной безопасности;
обладание высокой степенью чувствительности по отношению к изменению
макроэкономической ситуации, применяемым правительством мерам в сфере
социально-экономической политики.
К числу наиболее важных показателей экономической безопасности можно отнести
следующие:
1) объём ВВП;
2) валовой сбор зерна;
3) потребление электроэнергии на душу населения;
4) доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве;
5) доля инвестиций в основной капитал (в % к ВВП);
6) доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;
7) доля расходов на военно-промышленный комплекс (в % к ВВП);
8) доля затрат на фундаментальные научные исследования (в % к ВВП);
9) доля граждан с доходом ниже прожиточного уровня;
10) уровень безработицы (в