Ви є тут

Управління економічними реформами в Україні

Автор: 
Ігольников Антон Григорович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2002
Артикул:
0402U003645
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ПРОГРАММ ПРОВЕДЕНИЯ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ, ОСОБЕННОСТЕЙ И ПРИЧИН ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В УКРАИНЕ
2.1. Содержание программ рыночных реформ и их оценка
Для осуществления крупных преобразований, радикальных изменений, переустройств в любой сфере деятельности - экономической, социальной, политической или технической - необходима тщательная предварительная проработка всех аспектов намеченных преобразований и подготовка соответствующих документов в виде планов-прогнозов, программ или проектов, в которых должны быть обоснованы и количественно оценены все составляющие предполагаемых изменений. Современные рыночные реформы, бесспорно, являются крупным, масштабным проектом, когда намечались не только радикальные преобразования в формах собственности и в отношениях людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления, но и коренные изменения в общественно-политической формации и жизни народа. Для проведения современных радикальных рыночных реформ нужна была особая тщательность проработки и научная обоснованность механизма управления экономическими реформами.
Для проведения рыночных реформ сначала в СССР с 1989 г., а затем в Украине с 01.11.1990 г. стали разрабатываться в короткие сроки (1-3 месяца в шоковом варианте) программы формирования рыночной экономической системы, в которые включались меры или блоки по совершенствованию или переустройству тех или иных сфер деятельности. В их состав включали преобразование форм собственности, либерализацию всех сфер деятельности, в том числе внешнеэкономической, изменение финансово-бюджетной, налоговой и ценовой политики, оплаты труда.
Как и всякий крупный проект масштабных преобразований, правительственные программы радикальных рыночных реформ должны были включать не только перечень намечаемых преобразований, но и механизм их реализации, сроки, затраты, результаты.
Механизм управления экономическими реформами, и в том числе реализации реформ, как и всякий другой механизм, предназначен для преобразования одного состояния системы в другое, качественно новое. Он включает входящее звено, в данном случае - цель реформ, выходящие звенья - результаты реформ в строго количественном измерении, а также содержание механизма, то есть способы преобразования устаревших составных частей механизма в новое их качественное состояние, а также организацию процесса и его исполнителей. Цель и результаты механизма управления экономическими реформами тесно взаимосвязаны. Цель обычно ставится перед началом реформ в укрупненной формулировке, например, повышение благосостояние народа. Результаты реформ должны быть детализированы и измерены количественно, чтобы дать всестороннюю и объективную оценку итогов длительного и дорогостоящего процесса. На выполнение цели и достижение намеченных результатов должны быть сориентированы все остальные составные части механизма управления реформами. В частности, предмет реформирования должен включать те составные части, элементы или звенья механизма, которые необходимо изменить, чтобы получить новое его качественное состояние и добиться намеченных результатов реформ. Способы реформирования предполагают процесс преобразования предмета реформирования, то есть как надо изменять выбранные элементы предмета реформирования, чтобы улучшить состояние экономики и достигнуть цели и намеченных результатов.
В качестве предмета реформирования в прошедшем десятилетии была выбрана экономическая система, а в ней первоочередными элементами переустройства были: преобразование форм собственности на средства производства в основном с общественной на частную, широкая либерализация (цен, оплаты, внешнеэкономической и посреднической деятельности), ослабление государственного влияния на экономику. Но ни один из элементов предмета реформирования не только прямо, но и косвенно не был направлен на достижение цели и высоких результатов реформ, то есть на повышение благосостояния народа и экономический рост. По содержанию многих программ включенные в них блоки мероприятий и предложения были направлены не на экономический рост, повышение эффективности реального сектора экономики и уровня жизни населения, а на формирование рыночной экономической системы и инфраструктуры рынка.
Ниже дается краткое изложение рыночных программ реформирования экономической системы, разработанных сначала в Москве для всех республик СССР (с 1989 по 1991 г.), а затем в Киеве для Украины с 01.11.1990 г. по 2000 г. Исследование программ реформирования, разработанных в Москве для СССР, обусловлено тем, что основные их идеи - демонтаж плановой системы и скоростное (шоковое) формирование рынка (за 2 года), приватизация, либерализация - входили и во все национальные программы реформирования, разработанные в Киеве для Украины. Правительственных программ реформирования и их вариантов было около двух десятков, неправительственных программ, разработанных институтами, политическими организациями, отдельными специалистами, было несколько десятков. Для исследования взяты только правительственные программы, большинство из которых были представлены на обсуждение и утверждение законодательным органам страны - Верховному Совету СССР, Верховному Совету УССР или Верховной Раде Украины. Программы представляли, как правило, премьер-министры.
За 1989-1991 гг. в СССР было подготовлено 8 вариантов четырех правительственных программ реформирования экономики рыночного характера, разных по срокам реализации: от 500 дней до 2 и 10 лет. Четыре варианта программы перехода на рыночные отношения, рассчитанные сначала на 10 лет, а затем на 2 года, были разработаны правительственной комиссией по реформированию под руководством Рыжкова Н. и Абалкина А. [67, 131]. Два варианта программы разработаны под руководством Шаталина С. и Явлинского Г. [72, 132]. Одна программа - под руководством академика Аганбегяна А., и одна программа была представлена Председателем Кабинета Министров СССР Павловым В.
В ноябре 1990 г. на сессии Верховного Совета СССР был принят радикально-умеренный вариант пр