Ви є тут

Роль зовнішньої торгівлі в економічному розвитку в умовах ринкової трансформації

Автор: 
Кулініч Оксана Андріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U000245
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ И ЕЕ
ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
2.1. Анализ состояния и перспективы развития
внешней торговли Украины
Большинство из тех проблем, с которыми столкнулась Украина в процессе
реализации своей стратегии социально-экономических преобразований, вытекает из
несоответствия внутренних и глобальных тенденций социально-экономического
развития, неготовности национального хозяйства к интеграции в мировую
экономику.
Доказательством выше сказанному может служить тот факт, что доля Украины в
мировом экспорте составляет всего 0,25%, а в мировом импорте - 0,3%, тогда как
доля стран СНГ в 1999 году в мировом товарообороте составила более 2%, а доля
ЕС и стран Азиатско-Тихоокенского региона составили соответственно 36-40% и
42-44%. Кроме того, высокий уровень бюрократизации процессов экономической
деятельности, корумпированность, отсутствие заметных структурных реформ
замедляют процесс вхождения Украины в мирохозяйственные связи в качестве
равноправного партнера. В этот же ряд можно отнести и потерю Украиной большей
части научно-технического потенциала.
Структура внешнеторгового оборота Украины свидетельствует, что основную долю
экспорта составляют черные металлы (33%) и изделия из них (5%), а на долю
экспорта машин, оборудования и механизмов приходится всего 11,8%. Подобное
соотношение экспорта сырья и экспорта продукции высокой степени переработки
является признаком структуры экспорта экономики находящейся в состоянии
кризиса.
Тенденции текущего года свидетельствуют о падении объемов внешнеторгового
оборота товаров и услуг Украины по сравнению с прошлым годом.
Также следует обратить внимание и на такое отрицательное явление как снижение
конкурентоспособности национальных производителей на международных рынках,
кроме того, потерю рынков в России и других странах СНГ, странах Балтии.
Необходимо отметить и огромный ущерб, нанесенный национальному хозяйству
Украины затяжным финансово-экономическим кризисом. Так в период с 17 августа по
17 сентября 1998 года потери банковской системы составили 800 млн. гривень. В
России было “заморожено” 19% активов украинских банков, которые находятся на
счетах российских банков, в результате чего потери украинской банковской
системы уже превысили 350 млн.гривень.
На сегодняшний день в Украине ведется нерациональная финансово-экономическая
политика. Об этом свидетельствуют чрезмерные уровни заимствований, в первую
очередь за счет краткосрочного иностранного капитала, и значительное увеличение
внешнего долга нерезидентам. Допускаются серьезные ошибки в выборе приоритетных
отраслей финансирования: портфели ведущих украинских коммерческих банков
перегружены неликвидными активами и безнадежными долгами, финансовый оборот
концентрируется в сфере краткосрочных долговых обязательств, нерезиденты на
украинском рынке в подавляющем большинстве обходят сферу производства и т. д.
Наблюдается значительный уровень корумпированности официальных кругов,
принимающих экономические решения, значительное расширение “теневого сектора”
экономики. Осуществляется привязка национальной валюты к доллару США, что при
условии повышения курса доллара на международных валютных рынках приводит к
увеличению его реального курса, а следовательно, к снижению
конкурентоспособности соответствующей страны на международных рынках, это также
ведет к увеличению дефицитов платежных балансов по текущим операциям. Низкая
эффективность государственных экономических учреждений, отсутствие надлежащего
обновления в них, консерватизм и отсутствие гибкости. Неэффективный контроль за
деятельностью банков и отсутствие информации о банковских операциях при
условиях чрезмерной либерализации доступа нерезидентов на финансовые рынки
страны.
Все перечисленные выше факторы являются свидетельством тому, что на сегодняшний
день Украину можно отнести к группе стран особо подверженным кризисным
явлениям.
В настоящий момент антикризисные меры финансовой стабилизации в Украине
направлены, в основном, на устранение симптомов кризиса, а не на устранение его
институциональных основ. Поэтому, при сохранении нынешнего курса правительства
Украины, без ускорения реальных структурных реформ, без качественно новой
регулирующей роли государства, которая соответствовала бы тем принципам
регулирования. которыми пользуются практически все развитые государства в мире,
прогнозы на будущее будут неутешительными:
новое нарастание интенсивности оттока национального капитала за границу;
увеличение нагрузки на бюджет и на финансы банковской системы выплат по внешним
обязательствам, отсюда вытекает невозможность финансировать социальные
программы, рост уровня задолженности по социальным выплатам;
рост нестабильности банковской системы из-за неплатежеспособности предприятий;
торможение банковского кредитования реального сектора;
новый спад производства, рост уровня безработицы;
стагнация на длительный период фондового рынка Украины;
невозможность осуществления процессов приватизации на приемлемой коммерческой
основе;
возникновение угрозы негативных решений относительно развития крупных
международных проектов с участием Украины.
Внешнеторговая активность Украины начала возрастать начиная с 1993 года.
Свидетельством чему является внешнеторговый оборот увеличившийся за эти годы
почти в два раза и составивший в 1997 году 37516 млн.дол.США, а в 1998 году
32092 млн.дол.США.
В 1999 году впервые было зафиксировано положительное значение баланса текущих
операций, который составил 834 млн. дол. США. Однако этот результат достигнут
главным образом за счет быстрых, по сравнению с экспортом, те