Ви є тут

Мотивація господарської діяльності в трансформаційній економіці

Автор: 
Липов Володимир Валентинович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U000590
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ МОТИВАЦИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТРАНСФОРМАЦИОННЫХ
ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В УКРАИНЕ

Особенности развития экономической системы, характер мотивации субъектов
хозяйствования в определяющей степени зависят от специфики сложившихся в ходе
исторического развития институтов. Трансформационные изменения характеризуются,
с одной стороны, их коррекцией в соответствии с изменяющимися условиями
хозяйствования, с другой стороны – адаптацией новых форм хозяйствования к
сформировавшейся ранее институциональной системе. «… Если рынки несовершенны,
связь в лучшем случае фрагментарна, а трансакционные издержки велики, то
направление развития будет формироваться субъективными моделями игроков,
модифицированными идеологией и очень несовершенной обратной связью, – пишет Д.
Норт. - Тогда возникают и укрепляются дивергентность развития и устойчивость
неэффективного характера экономики, а выбор, который делают игроки,
определяется их исторически сформировавшимся мировоззрением. В динамическом
мире возрастающей отдачи институтов несовершенные, «на ощупь» действия игроков
отражают трудности расшифровки сложной окружающей среды с помощью имеющихся у
них ментальных конструкций – идей, теорий и идеологий»[68, с.123-124].
Результатом является закрепление path dependents, зависимости от предыдущего
пути развития. На попытки навязывания чуждых форм взаимодействия экономика
отвечает образованием «институциональных ловушек», устойчивых институциональных
образований, препятствующих ее развитию[102]. Успех преобразований в
определяющей степени зависит от понимания реформаторами социально-культурных и
психологических основ сложившейся институциональной системы, способности
гармонично объединить, встроить создаваемую систему в национальный менталитет,
умении сформировать новые институты на базе сложившейся хозяйственной
культуры.
2.1. Ценностные основания хозяйственной мотивации
Хозяйственный аспект рассмотрения проблемы мотивации экономической деятельности
позволяет сосредоточить внимание на смысловых, содержательных истоках
формирования институтов хозяйствования. Заключаются они в национальной
хозяйственной культуре. Под культурой понимается совокупность созданных людьми
в дополнение к природным искусственных объектов и порядков, заученных форм
человеческого поведения и деятельности, обретенных знаний, образцов
самопознания и символических обозначений окружающего мира[103, с.336].
Хозяйственная культура содержит в себе систему ценностей, смыслов, символов,
знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной
деятельности, определяющих форму ее осуществления, а, вместе с тем, и
восприятия ее социумом[90, с.11]. Особенности хозяйственной культуры находят
свое выражение в национальном менталитете, как общей для социально-политической
или этнической общности людей совокупности политико-психологических понятий
(характеристик, представлений) в сфере поведения или мышления. Эти категории
позволяют оценивать и прогнозировать социально-политические и психологические
реакции людей на определенные события в конкретный период времени, стране или
группе стран[104, с.4]. В поле зрения исследователя попадают сущностные
составляющие поведения индивида, воплощаемые в ценностных системах.
«Все экономические исследования вращаются вокруг центральной проблемы –
экономической ценности. – Пишет Г. Зиммель. - Что такое ценность, как она
воплощается в вещах, как она затем распределяется, как она нами
воспринимается?»[105,466]. Емкое определение места, значения, роли ценности в
хозяйственной жизни содержится в высказывании австрийского экономиста середины
Х1Х в. Дж. фон Неймана: "Она принадлежит к числу важнейших
политико-экономических понятий. Ею в последнем счете определяются доход,
прибыль, имущество, благосостояние, богатство и т.д. Она-то, собственно, дает
толчок и производству, обмену, купле-продаже, словом, почти всем актам
хозяйственного оборота. Она является, далее … важным фактором образования цен,
а следовательно и заработной платы, прибыли на капитал и ренты и т.д. Можно
даже прямо сказать, что на ценность нужно смотреть как на центр, около которого
вращается и движется весь механизм нашего хозяйства (выделено автором –
В.Л.)"[106, с.343].
Однако, осознание значения ценности в качестве ключевого фактора, определяющего
хозяйственное поведение субъектов экономической деятельности, не только не
способствовало ее всесторонней теоретической разработке, но наоборот, послужило
толчком для формирования многочисленных, порой противоречивых, концепций
"ценности". "Тому, кто приступает к исследованию вопросов о ценности, - пишет
Е. Бем-Баверк, - с самого начала приходится иметь дело с фактом, способным в
значительной степени увеличить трудность его задачи: мы говорим о том
обстоятельстве, что слову "ценность" придается множество разнообразных
значений" [106, с.244]. Драматизм исследованию этого понятия придавали как
формальный (лексический), так и сущностной (смысловой), факторы. В немецком,
английском и французском языках, языках, на которых и развивалась экономическая
теория, слово, обозначающее понятие "ценность" (Wert, Value, Valeur), имеет
своим исходным значением "стоимость". Смысловая близость этих понятий как
нельзя лучше подтверждается тем, что в процессе многовековой языковой практики
этих народов так и не был найден особый термин для "ценности", который позволил
бы закрепить ее существенное отличие в экономической теории от "стоимости".
Подобное родство только усложняло экономистам поис