Ви є тут

Трансформація споживчого ринку та його регулювання в перехідній економіці

Автор: 
Гродецька Тетяна Миколаївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U000591
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
Экономические методы регулирования
потреби­тельского рынка в условиях трансформации…….
с. 100
2.1. Экономический механизм регулирования потребитель­ского рынка и его
трансформация в современных условиях........
с. 100
2.2. Оптимальная модель регулирования потребительского
рынка...................................................................................................
с. 117
Выводы к разделу
2...........................................................................
с. 162
Заключение.........................................................................................
с. 165
Список использованных источников...............................................
с. 173
Введение
Актуальность темы. Системная трансформация Украины в направлении эффективной
социально ориентированной рыночной экономики связывается, пре­жде всего, с
переходом к типичной для развитых стран системе взаи­мосвязи производства и
потребностей, в которой последние реализу­ются через свою платежеспособную
форму – спрос. Подобная направ­ленность экономических реформ предполагает отказ
от централизо­ванно-плановой модели, сориентированной, в первую очередь, на
дос­тижение заданных объемов производства, а не на обеспечение реаль­ных
потребностей.
В контексте определенных задач особое значение приобретают проблемы
функционирования потребительского рынка как основного механизма реализации
потребностей в товарах и услугах непроизвод­ственного характера,
воспроизведение человека в совокупности его физических, интеллектуальных и
духовных качеств. Несбалансиро­ванность потребительского рынка приводит к
невозможности опти­мального использования трудового, инновационного и
творческого по­тенциала рабочей силы, вызывает макроэкономическую
нестабиль­ность и социальную напряженность. Именно поэтому проблема
госу­дарственного регулирования и стабилизации на данном рынке явля­ется той
ключевой проблемой, на которой замыкается много других. Это обусловливает
необходимость разработки нового комплексного подхода к формированию
потребительского рынка, его структуры, ус­ловий и методов стабилизации,
процессов, происходящих в сфере лич­ного потребления.
Целый ряд положений теории потребления нашли свое отраже­ние в работах К.
Маркса, Г. Зиммеля, В. Зомбарта, М. Вебера, А.И. Левина, Н.Я. Петракова, А.П.
Яркина, Л.Я. Барановой, В.Д. Белкина, Н.В. Белоха, В.П. Соловьева, А.Н. Шохина
и других. Проблема лич­ных экономических потребностей получила свое развитие в
трудах В.В. Ра­даева, В.М. Белоусова, Е.Г. Куделина, Г.С. Саркисянца, И.Н.
Шутова, А.А. Чухно, У.Г. Чернявского, Л.Ф. Столмова и других. Широкий материал
относительно анализа основных принципов построения ры­ночного механизма
установления равновесия и использования кон­кретных форм и методов
государственного влияния на данный процесс представляют собой модели,
разработанные такими представителями мировой экономической мысли, как Дж. М.
Кейнс, Л. Мизес, Ф. Найт, П. Самуэльсон, М. Фридмен, С. Хансен, Ф. Хайек, Д.
Хикс, Й. Шумпетер и другие.
Однако в указанных работах проблемы функционирования по­требительского рынка не
являются непосредственным предметом ис­следования, а исполняют только
вспомогательную роль. Необходимого подхода к разработке единого целостного
метода исследования потре­бительского рынка, его структуры, условий
стабилизации и возможно­стей государственного регулирования пока еще не
найдено. Нет еди­ного мнения и по поводу роли государства в этих процессах.
Важность вопросов формирования и развития потребительского рынка и его
структуры, их недостаточная научная разработка и нераз­решенность многих важных
проблем обусловили выбор темы диссер­тационной работы, ее цель и логику
исследования.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационная работа
выполнена в рамках плана научно-исследо­вательских работ кафедры экономической
теории Харьковского На­ционального университета им. В.Н. Каразина: №01990004422
«Трансформационная экономика: общие тенденции и особенности их проявления в
Ук­раине».
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в осуществлении
комплексного политико-экономического анализа по­требительского рынка, его
структуры, механизмов стабилизации и ре­гулирования, разработке практических
рекомендаций по формирова­нию оптимального механизма его государственного
регулирования в переходной экономике Украины.
Реализация цели исследования осуществляется через решение целого ряда задач,
основными среди которых являются:
определить сущность, структуру и основные трансформационные изменения
потребительского рынка в переходной экономике;
выделить и систематизировать различные виды потребительских рынков;
раскрыть особенности личного потребления в переходной экономике;
выявить приоритетные направления государственного регулирования
потребительского рынка;
разработать меры по усовершенствованию прав потребителей в Украине;
Объектом исследования является потребительский рынок в усло­виях переходной
экономики.
Предметом исследования стал процесс транс­формации потребительского рынка, его
регулирование в переходной экономике.
Методологическую основу диссертации составляет диалектиче­ский метод как общий
научный метод познания социально-экономиче­ских явлений. Комплексно-системное
изучение потребительского рынка обусловило применение различных частно-научных
методов: системного, логического, функционального анализа, сравнительного,
историко-экономического и статис