Ви є тут

Художні структури в духовних кантатах Й.С.Баха

Автор: 
Заболотна Ніна Георгіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000760
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Глава 2
МУЗЫКАЛЬНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ ДУХОВНЫХ КАНТАТ ПАССИОННОГО
ТИПА И.С. БАХА.
Принятая классификация духовных кантат Баха по их принадлежности к
пассионно-ораториальному и кантово-хоральному типам побуждает выделить в
анализах сочинения, наиболее полно запечатлевающие выделенные классификационные
показатели. Соответственно, в главе в первую очередь рассматриваются
произведения, в наиболее “чистом” виде представляющие классы “пассионных”
кантат, а также сочинения, отмеченные “наслоениями” классификационных
признаков.
Во второй главе детально рассматриваются кантаты, концентрирующие показатели
баховской авторской стилистики, созвучной оригинальной театральности немецкого
пассиона. К такого типа сочинениям принадлежат: BWV № 21 “Ich hatte viel
Bekkumernis”, № 47 “Wer sich selbst еrhohet, der soll erniedriget werden”, № 78
“Iesu, der du meine Seele” и др. (см. с. 25 ).
Известные нам исполнительские интерпретации указанных опусов позволяют оценить
органическую взаимосвязь выразительных черт, которые отличают типы кантат, но
одновременно сосуществуют в конкретике отдельного сочинения, соответствуя идее
сложной метафоричности образа musica poetica барокко. В исполнительском анализе
вышеназванных сочинений рассматриваются также исполнительские интерпретации
известных отечественных и зарубежных дирижеров.
2.1. Кантата BWV N 21 “Ich hatte viel Bekkumernis” (“Я много страдал”) — одно
из совершеннейших произведений данного жанра. Она выделяется среди других
сочинений масштабностью композиции, мощными мадригальными хорами,
великолепными, сольными номерами-ариями, мастерским решением ансамбля-дуэта.
Оригинальность решения видится в тяготении к жанру пассиона-мессы, что придает
музыке данной кантаты особую глубину и художественную многозначность смысла.
Годом создания кантаты считается 1714, когда, находясь и работая в Веймаре в
должности кантора (а также концертмейстера и композитора), Бах значительное
время уделял созданию духовных кантат к церковным праздникам и городским
общественным событиям. Рассматриваемое сочинение было приурочено к третьему
Воскресению после Троицы, но могло исполняться и по случаю гражданских
церемоний траурного характера.
Исполнительский состав кантаты следующий: солисты — S, T, B, четырехголосный
хор, оркестр (струнные, basso cont., орган) и представительная, “фанфарная”
духовая группа (гобой, фагот, первая, вторая, третья трубы, первый, второй,
третий, четвертый тромбоны) и литавры. Двухчастная композиция (ср.
двухчастность Пассиона) строится из одиннадцати номеров со вступительной
“sinfonia”. В каждой из частей содержится по два крупных хоровых номера, по две
арии (три из них сольные, а во второй части - дуэт) с “обязательными”
речитативами. Отмечается сходство кантаты N 21 c кантатой BWV N 106 “Actus
tragicus” как по общей художественно-образной концепции, так и по особенностям
структуры; в частности, по наличию инструментального вступления с солирующими
инструментами — гобоем и скрипкой.
Музыка данного сочинения выделяется особой красотой и экспрессией выражения
трагического чувства, что само по себе составляет “знак театральности” в музыке
и отдаляет от благостного “бесстрастия” церковного искусства. Трагический
комплекс раскрывается в разных аспектах и воплощает идею напряженных духовных
поисков философских осмыслений жизненного целеполагания в единении души с
Богом. Особой художественной силы достигает выражение скорбных, мученических
образов, “отточенных” сдержанной экспрессией и драматическим пафосом (см. №№ 1,
2, 3, 5 данной кантаты). Финал произведения наполнен экстатической радостью,
театрально-симфонически противостоящей трагизму предшествующих номеров.
Текстовая основа кантаты разнородна. Автором текстов №№ 3, 5, 7, 8 и 10
является Соломон Франк, представитель лирической направленности в немецкой
духовной поэзии XVIII века. В №№ 2, 6, 9 текстовыми источниками являются
библейские псалмы. В N9 использована строфа духовной песни Георга Ноймарка “Wer
nun den lieben Gott lasn walten” (заметим, что Бах использует эту мелодию по
меньшей мере в шести сочинениях). В заключительном хоре N 11 используются
строфы из Апокалипсиса. Указанная компилятивность текста традиционна для
немецкой духовной кантаты; однако соединение образов песен-псалмов и абстракции
апокалиптических вещаний создает предпосылку театральных “несовместимостей
смыслов”, питающих драматическую высоту кульминаций.
В данной кантате отсутствует хорал в его фактурной ортодоксии аккордового
изложения; используется лишь хоральная мелодия в одном из номеров, а также
близкий по фактуре к хоральности эпизод в заключительном хоре первой части. В
целом кантата обладает “нехоральными” признаками: в ней превалируют
мадригальные хоры, рожденные светским полифоническим искусством и “обмирщенной”
новокатолической музыкой. Сам по себе этот факт указывает на связь Кантаты № 21
с жанром пассионов, наличие вокальных сольных и ансамблевых номеров - арий,
дуэта, речитативов - позволяет говорить о театральности, присущей авторской
трактовке данного жанра.
Обращение к трагической теме людских страданий “Ich hatte viel Bekummernis” (“Я
много страдал”) — определено театральной спецификой образа, вызывает аналогии с
культом страданий в позднемадригальных композициях сугубо светского смысла. Но
развитие этой темы в кантате не исключает ее из правил баховской трактовки
данного образного качества в религиозно-протестантском духе: от страданий,
скорби, - к преодолению трудностей и умиротворению, обретению блага в Имени
Господнем, славлению Господа. Подобное же развитие