Ви є тут

Особливості освітніх мотивацій студентської молоді в умовах трансформації українського суспільства.

Автор: 
Яковенко Андрій В\'ячеславович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000846
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
МОТИВАЦИИ СТУДЕНЧЕСТВА
2.1. Высшая школа Украины в период глобальных и внутригосударственных
трансформаций
Обращаясь непосредственно к мотивациям образовательной деятельности украинской
молодежи в переходный период, необходимо учитывать, что последние 10-15 лет
характеризовались глубокими социальными изменениями общепланетарного масштаба.
На рубеже тысячелетий во всем мире происходит процесс пересмотра старых и
освоения новых парадигм в различных сферах человеческой деятельности, в том
числе в системах образования и воспитания. Непосредственно же для украинской
образовательной сферы это этап проверки ее способности в кризисных условиях
адаптироваться к новым макросоциальным реалиям, реформироваться таким образом,
чтобы соответствовать лучшим мировым образовательным стандартам, не утратив при
этом накопленного потенциала.
В таких условиях существенным образом корректируются мотивации,
обуславливающие выбор молодых людей в пользу получения высшего образования.
Всю систему факторов, непосредственно затрагивающих сферу высшего образования,
прямо или косвенно воздействующих на изменения образовательных мотиваций
молодых людей, на наш взгляд, можно было бы сгруппировать в три условных блока
(цивилизационные, структурно-организационные и социально-экономические).
Цивилизационные факторы:
Все государства мира на сегодняшний день испытывают на себе влияние целого ряда
значимых общецивилизационных воздействий, мотивирующих развитие
образовательного потенциала общества и личности. Последнее десятилетие с
очевидностью показало, что образование вообще и высшее, в частности, становится
основной опорой саморазвития и самоспасения человечества. Не столько обращение
к высшим силам, сколько вера в способности человеческого разума совладать с
глобальными Вызовами (термин А.Тойнби) порождает надежду на сохранение
существования общепланетарной цивилизации.
Создание человечеством глобальной и стремительно усложняющейся техносферы и
инфосферы требует все большего количества людей, адекватных уровню ее сложности
и перспективным беспрецедентным возможностям.
Отход от конфронтационной двухполюсной системы поддержания международной
стабильности к многополярному, поликультурному миру предполагает обращение к
образованию как действенному механизму гармонизации отношений между странами,
относящимися к различным цивилизационным традициям.
Получение образования перестает восприниматься обществом как временная
поколенческая особенность, характеристика определенного жизненного этапа,
превращаясь в универсальную ценность, к которой индивид обращается на
протяжении всей жизни. Основными приоритетными направлениями развития
образования (согласно концепции ЮНЕСКО) определяются непрерывность и
инновационность.
Отмечаются сущностные изменения в глобальной системе ценностей, заключающиеся в
постепенном смещении от ценностей «материалистических» (цель - обеспечение
физической безопасности и комфорта) к «постматериалистическим» (цель -
эстетическое и интеллектуальное развитие), что невозможно качественно
реализовывать без развития образовательного потенциала.
Происходит фактическое признание политическими элитами стран, определяющих
стратегию развития человечества, того, что основные акценты в системе
соперничества государств смещаются из военно-технической сферы в сферу
интеллектуальных новаций (от борьбы армий к борьбе идей). Кроме того,
становится очевидным прямое увязывание социального и экономического процветания
страны с уровнем образованности ее граждан. Э.Тоффлер в своей работе
«Метаморфозы власти» отмечает, что «новая ускоренная система создания изобилия
все больше зависит от обмена данными, информацией и знаниями. Она
сверхсимволична. Если знаниями не обмениваются, новое изобилие не создается»
[136, с.287].
Наблюдается все более отчетливая переориентация с общегосударственных на
индивидуальные (личностные) интересы субъектов образовательного процесса с
учетом формирования нового качества индивидуальных потребностей и
целеполаганий.
Осуществляется постепенный отход от восприятия высшего образования как
преимущественно профессионального образования, и начинает превалировать
направленность на его гуманитаризацию как неотъемлемую и ключевую составляющую
общекультурного развития.
Качество образования в экономически развитых странах во многом становится
определяющим критерием оценки профессиональной деятельности.
Глобальные сдвиги в системе высшего образования находят свое отражение в
принятых за последние несколько лет декларациях и программах общепланетарного и
общегосударственных масштабов, например, таких как, «Всемирная декларация о
высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры», принятая на
Всемирной конференции ЮНЕСКО (Париж, 5-9 октября 1998), «Государственная
национальная программа «Образование» (Украина XXI век)» и др.
Показательно, что задача высших учебных заведений по содержательной
мотивированности участников образовательного процесса отмечена в качестве одной
из ключевых во «Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы
и практические меры». В частности, при характеристике новаторских подходов в
образовательной сфере в этом документе подчеркивается, что «высшие учебные
заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в
них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к
критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и