Ви є тут

Розвиток інноваційної активності студентства в умовах оновлення вищої школи України.

Автор: 
Яковенко Марина Леонідівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000847
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ
АКТИВНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
2.1. Студенчество как объект социологического анализа
В отечественной социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник на
рубеже XIX-XX веков. Основанием послужили развитие капиталистических отношений
на территории Российской империи, а также развитие системы профессионального
массового образования. Первые исследования были проведены среди студентов вузов
как наиболее организованной, интеллектуальной и наиболее заинтересованной в
самопознании части молодежи. Следует отметить, что одни из первых исследований
были проведены и в ныне ведущих вузах Украины: 1872 год – в Киевском
университете, 1903 год – в Одесском и 1909 год – в Харьковском университетах.
В исследованиях 20-х годов ХХ века значительное внимание уделялось проблемам
учебно-трудовой активности и воспитания студенческой молодежи. Несколько
отличны исследования 1930-х годов. Пристальному изучению подвергается не только
социокультурный облик первого поколения, выросшего в советских условиях, но
показательным становится обращение к изучению образовательного уровня молодых
людей. К концу 30-х годов исследования в области социологии молодежи
сворачиваются.
Возобновление исследований студенчества как особой социальной группы происходит
в 60-е годы ХХ столетия. Рассматриваются такие проблемы, как социальная база
пополнения студенчества, высшая школа как институт, способствующий социальным
перемещениям, особенности формирования различных профессиональных групп
студенчества. Изучению жизненных планов, потребностей и социальных проблем
образования посвящают свои работы исследователи В.Н.Шубкин, И.В.Бестужев-Лада;
молодежную проблематику в связи с воспроизводством социальной структуры и
учетом межпоколенной социальной мобильности изучают социологи Е.А.Якуба,
Ф.Р.Филиппов и М.Н.Руткевич. В.Т.Лисовский сосредотачивает свое внимание на
изучении процесса социализации молодежи. Региональной дифференциации процессов
жизненного самоопределения молодежи посвящают свои исследования социологи под
руководством М.Титмы.
К 80-м годам ХХ столетия возникла потребность в изучении молодежной субкультуры
(плодотворно в этом направлении продолжают работать одесские исследователи, в
частности Н.А.Победа). Первое комплексное исследование проблем украинской
молодежи под общим названием “Социальный портрет молодежи Украинской ССР” было
проведено Институтом социологии АН Украины в 1987 году (Н.Чурилов, А.Вишняк,
С.Войтович и др.).
Преобразования украинского общества в начале 1990-х годов актуализировали
исследования проблем молодежи, в частности, молодежных движений, социального
самочувствия этой категории, рынка труда, гендерного поведения, миграционных
процессов, социальной защиты молодежи и молодой семьи и т.д., изучением которых
занимаются В.Оссовский, Е.Головаха, Н.Комарова, Ю.Якубова, А.Яременко,
О.Балакирева и многие другие украинские ученые – социологи. Украинским
институтом социальных исследований был реализован ряд комплексных программ,
среди которых можно выделить: “Молодежь в условиях формирования рыночных
отношений”, “Ценностные ориентации и духовный мир современной молодежи”. Авторы
проекта “Социальные идентификации и идентичности” (С.А.Макеев, С.Н.Оксамитная,
Е.В.Швачко) уделяют внимание социальной активности и рассматривают её как
механизм идентификации.
Таким образом, методологические основания и значительные наработки прикладных
социологических исследований по молодежной проблематике, накопленные
украинскими социологами (в первую очередь киевскими, харьковскими и одесскими),
позволяют наращивать исследовательскую базу в направлении развития
инновационной активности студенчества с учетом современных социальных
трансформаций.
В Большой Советской Энциклопедии отмечено, что “термин “студенчество”
обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу,
характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой,
территориальным распределением; занимающую определенное общественное положение,
статус и роль; проходящую особую стадию социализации (студенческие годы),
которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется
определенными социально – психологическими особенностями” [73, с.11].
В условиях постиндустриального общества происходят изменения в социальном
статусе и составе студенчества. Как известно, потребность в образованных кадрах
в начале прошлого века вызвала значительный рост числа студентов, а также
увеличение их удельного веса в общей массе населения и особенно в молодежных
возрастных группах. Эта тенденция сохраняется до сегодняшнего дня. Тем не
менее, мотивы поступления в университет на определенную специальность
изменились. В условиях экономического кризиса, приостановки работы многих
промышленных предприятий и невостребованности значительного числа выпускников
вузов профильными учреждениями большинство студентов ориентировано на получение
высшего образования как такового (получения диплома как возможности повышения
социального статуса без значения приобретенной специальности), либо для
наполнения деятельным содержанием ближайших пяти лет жизни.
Внутри вуза происходит деление на “элитные” и “неэлитные” специальности
(факультеты). На первых в подавляющем большинстве и на бюджетной, и на
контрактной основе обучаются дети материально обеспеченных слоев населения
(юридические, экономические, компьютерных технологий). В то время как на
технических факультетах и на ряде гуманитарных факультетов, не имеющих
социального