Ви є тут

Коеволюція соціально-культурного стану суспільства та католицької церкви у В'єтнамі.

Автор: 
Нгуен Нгуен Хонг
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U000892
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел II. Социальные и мировоззренческо – философские причины конфликтов и
противоречий функционирования католицизма во Вьетнаме
Если в первом разделе были показаны особенности процесса распространения
католицизма во Вьетнаме, в контексте его взаимоотношений с традиционной верой,
проанализирована специфика деятельности миссионеров по утверждению здесь
христианства, прослежены причины успехов Католической Церкви в стране, то во
втором разделе речь пойдет о тех проблемах, которые возникали в рассматриваемом
процессе в его коэволюции с социально – экономическими, политическими и
культурными трансформациями общества.
Коэволюционные зависимости между утверждением католицизма и общественными
процессами стали с особенной силой и динамичностью обнаруживаться в приод с
середине XIX ст. до середины ХХ ст. В это время на жизни христианства стало
выразительно сказываться, то новое, что произошло в мире – это возникновение
социального движения, называемого социалистическим или коммунистическим. В
отношении религиозной веры оно занимало в то время резко отрицательную позицию
(идеология атеизма). В 50-е годы ХХ ст. такое отрицание совпало с
постколониальным отрицанием того, что было привнесено колонизаторами в
национальную жизнь чужеродного, иноцивилизационного. В результате возникало
очень сложное переплетение социальных процессов, в условиях которых те, кто
отрицал религию вообще, так или иначе способствовали отрицанию привнесенной
иностранцами религии и культуры. В то же время те слои общества, которые в
массе своей были верующими- католиками, должны были выбирать между интересами
национального государства, существующей еще традиционной верой, а также теми
политическими силами, которые выступали за распространение атеизма. Кроме того,
в этот довольно запутанный клубок вливается еще и иностранный фактор –
французкие, а затем и американские интересы, представляемые чужеземными
войсками, которые вели военные действия. Приверженность вьетнамских католиков
христианству подверглась суровому испытанию. Альтернативой ему в
мировоззренческом плане были местные политеистические культы либо атеизм, а в
культурном – разрыв с западной культурой и переход на традиционные ценности.
Такую ситуацию нельзя однозначно и тем более однолинейно рассматривать. Это
была историческая реальность, которую при объективном рассмотрении нельзя ни
упрощать, ни усложнять. Наша задача заключается в том, чтобы в этих условиях
проследить варианты поведения социальных слоев и групп, имевщих различные
религиозные ориентации, а также варианты поведения верующих – католиков из
числа въетнамцев и, соответственно, руководства поместной Католической Церкви.
Это важно для того, чтобы накапливать опыт решения проблем взаимоотношений
религиозных верований в современном мире. Тем более что эти проблемы не не
обнаруживают тенденции к затуханию. Остается их явная, хотя еще не вполне
исследованная сопряженность с социально – политическими и экономическими
коллизиями современности. Во всех таких случаях необходимо учитывать результаты
исследований Макса Вебера, которые, хотя и касаются несколько иных проблем
(роли протестантизма в становлении капиталистического общества), но содержат
методологию рассмотрения сложных взаимоотношений религиозных норм и социально -
экономических процессов, продуктивность, которой докозана самим М. Ведером и
многими современными исследователями, такими как А.Н. Колодный, В.И. Лубский,
В.Е.Еленский и др. Разработанные ими подходы к исследованию указальных
процессов были применены в настоящем разделе.
§ 1. Политическая и культурно – мировоззренческая роль католицизма на землях
Вьетнама
Как известно, 1954 г., северный Вьетнам был освобожден от французских
оккупантов. Южный Вьетнам оставался под управлением местного сайгонского
режима, зависимого от Америки. Перед вьетнамскими коммунистами встало две
стратегические задачи: осуществить социалистическую революцию на Севере и
освободить Юг от ига американских империалистов и их вассалов.
Не разделяя этих позиций народно-демократической власти, Ватикан и
правительства капиталистических стран сотрудничали с контрреволюционными и
антинародными силами. После 1954 г. они проводили широкую антикоммунистическую
кампанию, стремясь вызвать среди католического населения северного Вьетнама
враждебные настроения к новому строю. Смысл широкой пропагандистской кампании
заключался в том, чтобы внушить христианскому населению следующее:
а) центр христианской жизни во Вьетнаме отныне находится на Юге: “Бог
переселился на Юг, католики должны следовать за ним”. Иногда утверждалось: “те,
кто остается в Севере, рискует потерять свою душу”. Газета “Л' Овцерватер”
(Франция) публицистически писала: “ходят слухи, что Бог уходит с Севера.
Верующим придется уехать на Юг. Через несколько месяцев на Севере не будет
священников, чтобы проводить богослужения” (см. 152, с. 17);
б) распространялись упорные слухи о том, что “американские войска сбросят
ядерные бомбы на северный Вьетнам, а война продолжится” (там же, 152, с.18);
в) пропагандировался миф о том, что “Компартия и правительство нового строя
применят жесткие меры для перевоспитания католических верующих, потому что
коммунисты - безбожные”, что “правительство президента Хо - Ши - Миня запретит
католическое исповедание, а оставшимся верующим придется платить большой налог”
(там же, с. 23).
Одна из целей подобной пропаганды состояла в том, чтобы организовать
переселение христиан с Севера на Юг, вызвать среди них враждебные настроения к
Компартии и народно-демократическому правительству.
В резуль