Ви є тут

Моделі та алгоритми інформаційної під-тримки прийняття рішень при управлінні комплексом "підприємство-місто"

Автор: 
Сидорук Валентин Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U001111
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОМ “ПРЕДПРИЯТИЕ-ГОРОД”
2.1 Системный подход к проблеме построения ИАСГ и компьютеризации города
Системный подход - это направление методологии специального научного познания и
социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.
В системе “предприятие-город” в виде системы может выступать любое предприятие,
фирма, подразделение управления городом, отдел, машина и т.д. Рассмотрим
элементы принципа “черный ящик” системного подхода (рис. 2.1) в разрезе
применения его к построению комплекса “предприятие-город”.
При применении системного подхода на основе исследований сначала формируются
параметры выхода - товара или услуги: что производить, с какими показателями
качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки, кому реализовывать и по
какой цене. На эти вопросы ответы даются одновременно. Выход должен быть
конкурентоспособным по нормативам.
Для обеспечения высокого качества “выхода” системы сначала необходимо
обеспечить высокое качество “входа”, а затем высокое качество процесса и
внешней среды. Если, например, качество “входа” предприятия удовлетворительное,
то какие бы ни были на предприятии технология, оборудование, кадры и т.д.,
качество “выхода” тоже будет удовлетворительным. Если качество “входа”
отличное, а качество процесса удовлетворительное, то и качество “выхода” будет
удовлетворительным, то есть оценка качества “выхода” равна низшей оценке
предыдущих элементов.
Обратная связь является коммуникационным каналом от потребителей системы
(“выхода”) к изготовителю товара и поставщикам (“входа”) системы. При изменении
требований потребителей к товару, параметров рынка, появлении
организационно-технических новинок “вход” системы и сама система должны
отреагировать на эти изменения и внести соответствующие изменения в параметры
функционирования.
При этом сначала формируются требования к “выходу” системы, затем - к “входу” и
внешней среде и только потом - к процессу. Отсюда, прежде чем предъявлять
требования к предприятию, необходимо рассмотреть качество поступающих
документов, информации, внешнюю по отношению к предприятию среду, т.е.
отработать “вход” системы, отрегулировать (если это возможно) отношения с
внешней средой и только потом приступать к повышению качества процесса.
Применяя системный подход к оценке работы конкретного предприятия, применим
структуру дерева показателей эффективности предприятия. Его можно изобразить в
следующем виде (рис. 2.2).
Дерево показателей эффективности каждого из предприятий имеет свои особенности,
и его обобщённое построение представляет определённую трудность. За основу
такого дерева возьмем эффективность базового товара (услуги), выпускаемой
предприятием. Вместе с тем построение дерева показателей позволит значительно
повысить качество системы управления комплексом “предприятие-город”. На
рис.2.2. приняты следующие условные обозначения:
уровень показателей - эффективность товара или услуги (Е);
1-й уровень:
1 - суммарный полезный эффект товара или услуги (Пс);
2 - суммарные затраты за жизненный цикл товара или услуги (Зс);
2-й уровень:
1.1…1.8 - обобщающие показатели качества товара 2-го уровня;
2.1...2.7 - затраты по стадиям жизненного цикла;
3-й уровень:
1.2.1...1.2.4 и далее - обобщающие показатели качества товара, например,
долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохранность товара;
2.1.1...2.1.3 и далее - комплексные затраты по направлениям работ;
4-й уровень: частные показатели качества товара и элементы затрат;
5-й уровень: факторы, влияющие на частные показатели качества и ресурсоемкости
товара.
Эффективное функционирование ИАСГ в рамках решения проблемы информатизации
города, главная цель которой заключается в создании условий для удовлетворения
информационных потребностей граждан, органов городской государственной власти и
местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе
формирования и использования информационных ресурсов и современных технологий.
В соответствии с Законом Украины “О Национальной программе информатизации”
региональные программы являются составными Национальной программы
информатизации. Учитывая современное состояние и специфические особенности
города, как объекта информатизации, целесообразно определить такой состав
основных направлений информатизации города:
разработка нормативно-правового обеспечения информатизации города;
внедрение новых информационных технологий, создание целевых и общегородских баз
и банков данных и систем, включая базы данных науки, образования и культуры,
социальной сферы, здравоохранения, экологии, торговли и бытовых услуг,
транспорта, связи, промышленного и энергетических комплексов, а также
информационных и экспертно-аналитических систем для всех сфер
административно-хозяйственного управления городом;
разработка системы земельного кадастра города;
создание справочных сетей и баз данных общего пользования для органов
административно-хозяйственного управления, предприятий, организаций и частных
лиц;
формирование городской инфраструктуры информатизации;
развитие городских телекоммуникационных сетей и соответствующей инфраструктуры,
в том числе на базе оптоволоконных линий связи;
широкое внедрение сети Internet для развития системы электронной торговли,
коммерции и услуг, электронных музеев, электронных досок объявлений и др.;
осуществление мероприятий по подготовке кадров, обучение по вопросам
компьютерных, телекоммуникационных и информационных технологий;
создание промышленной инфраструктуры разработки, производства и внедрение
технических и