Вы здесь

Фінансовий лізинг як ресурс оновлення основних фондів (на прикладі оператора зв'язку)

Автор: 
Отливанська Галина Артурівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U001117
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
Финансовый лизинг как ИСТОЧНИК СРЕДСТВ НА обновление и РАЗВИТИЕ сети СВЯЗИ
Обзор подходов к механизму инвестирования телекоммуникаций
Связь – отрасль, обеспечивающая инфрастуктуру общества, создает возможность
оперативного управления и решения возникающих проблем в системе всех отраслей
экономики государства и населения. Для поддержания ее нормального развития в
конце двадцатого столетия вкладывались огромные средства. Мировой объем
инвестиций в 1997 г. достиг 176,4 млрд. долл. Его география: Африка - 1,7%,
Америка - 24,2%, Азия - 41,8%, Европа - 29,6%, Океания - 2,7%. Современный этап
технического развития связи отличается высокой науко- и капиталоемкостью.
Ожидается еще более высокая волна инвестиций - идет строительство
информационного общества [55, 107, 108]. Телекоммуникации постепенно утрачивают
обособленность своего развития, всё в большей степени интегрируясь с
родственными технологиями. При этом формируется комплекс инфокоммуникации,
объединяющий производство оборудования и услуг связи, индустрию досуга,
информатику, бытовую электронику и ряд смежных производств [8]. Оборот этого
комплекса растет вдвое быстрее, чем средний оборот всех остальных отраслей
мировой экономики.
В последнее десятилетие телекоммуникации стали областью высокорентабельного
бизнеса и появилась возможность распределить бремя инвестиционных расходов
между государством, эксплуатационными компаниями и различными заинтересованными
хозяйственными субъектами. Однако этому предшествовал период интенсивного
инвестирования развития и модернизации сети связи. Характер инвестиционного
процесса в телекоммуникациях различных стран мира определялся политическим и
экономическим климатом, степенью зрелости отрасли, преференциями национальной
технической политики, особенностями формирования средств труда связи и
научно-техническим прогрессом (НТП). К этим особенностям прежде всего следует
отнести сетевой принцип построения материально-технической базы отрасли.
Последнее, не только определяет относительно высокий объем первоначального
капитала необходимого для организации предприятий связи, но и жесткую
сбалансированность (согласованность) линейного хозяйства, приемопередающей и
коммутационной аппаратуры, оконечных устройств и т.д. Это объясняется не
столько внутрихозяйственными потребностями, сколько стратегией развития всех
средств связи в процессе их унификации [48].
До начала 80-х годов во всех индустриальных странах эволюция связи
осуществлялась в рамках государственной (в США — частной) регулируемой
монополии. Конкуренция почти отсутствовала, тарифы на услуги были ниже их
себестоимости и контролировались правительством. Аналогичная ситуация сложилась
в настоящее время в Украине. Государство активно защищало телекоммуникации.
Однако развитие столь капиталоемкой отрасли требовало очень крупных инвестиций,
их объем в отдельные годы превышал половину дохода предприятия. Поэтому
эксплуатационные компании прибегли к внешним источникам финансирования.
Наиболее показателен в этом плане опыт Франции, где во время выполнения
форсированной программы развития (1970-1990 гг.) правительство, по сути,
являлось лишь гарантом отрасли в области инвестиционной деятельности. Систему
собственного финансирования ведомству связи пришлось разрабатывать самому, и,
прежде всего, оно обратилось к клиентам. В условиях неудовлетворенного спроса
богатый абонент, заинтересованный в быстрой установке телефонного аппарата
готов платить кредит-аванс, который в дальнейшем гасился абонентской платой.
Этот метод (так называемый «вращаемые авансы») привлекателен по двум причинам:
администрация связи, во-первых, получала беспроцентный заем; во-вторых,
обеспечивала себя надежной клиентурой. Однако по мере роста сети этот способ
постепенно изживал себя, он просуществовал до 80-х годов, обеспечивая в среднем
10% ежегодных инвестиций. Основным методом финансирования, практикуемым во
Франции, является прямое обращение к рынку финансового капитала. Практиковался
еще один, третий способ финансирования: по инициативе администрации связи в
начале 70-х годов банки организовали пять специальных частных обществ, акции
которых высоко котировались на бирже. Была выбрана такая форма взаимодействия —
"контракт-лизинг", при которой выплаты (в части цены за лизинг) зависели от
успеха отрасли. Коэффициент при оплате был тем выше, чем больше скорость
развития превышала ранее установленную. Вклад этих обществ в период их
активного роста (1971-1975 гг.) составлял около 25% годовых инвестиций (в 1987
г. – 32%).
Успех французских телекоммуникаций во многом стал возможен благодаря
эффективному использованию кредитного инструментария: кредиты были велики, а
ставки высоки. Особенно трудная ситуация сложилась в первой половине 80-х
годов, когда на фоне высокой (по западным меркам) инфляции, 13 – 15% в год,
кредитные ставки колебались вокруг 17%, а плата за кредиты достигала 16 – 20%.
Даже в период самого интенсивного развития сети (1971 - 1976 гг.) заемные
средства покрывали только половину всех инвестиции. В середине 80-х годов долг
France Telecom стабилизировался и в начале 90-х пошел на снижение. Главным
козырем для компании в этой ситуации была гарантия государства, дающая
соответствующие льготы. Так, процентная ставка для отрасли составляла 6%, т.е.
лишь на 0,2% выше, чем для государства (для банков – от 1,5 до 8%, частных
предприятий – 9%, физических лиц – 12 - 15%). Эффект от использования внешних
заемных средств Франции обеспечен: правильным и жестким выбором инвестиционных
проектов и способов их решения, умен