Вы здесь

Оцінка ефективності використання повітряного простору України та методи її забезпечення.

Автор: 
Петровська Наталія Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U001203
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА УКРАИНЫ
2.1. СИВПУ как составляющая транспортной системы государства
Воздушным пространством (ВП) называется пространство над сухопутной и водной
территорией, в том числе территориальными водами рек, морей и океанов,
омывающих побережье сухопутных территорий стран.
Воздушное пространство используется многими пользователями, в т.ч. для полетов
воздушных судов, всех видов стрельб, пусков ракет, взрывных работ, другие виды
деятельности, связанные с подъемом, передвижением и пуском в воздушное
пространство материальных объектов, а также все виды излучений, представляющие
угрозу пользователям воздушного пространства.
Транспортная система страны представляет собой комплекс объектов, которые
предназначены для вы­полнения перевозок и находятся во взаимной зависимости и
взаи­модействии. Согласно [37, с. 198] транспортная система состоит из
транспортной сети, подвижного состава, системы управления движением
транспортных средств, трудовых ресурсов. К системе управления движением
транспортных средств, в качестве которых выступают воздушные суда всех видов,
принадлежит СИВПУ ГА. Рассмотрим основные особенности этой системы.
В настоящее время в гражданской авиации появились большое количество новых
экономических единиц, к которым можно от­нести СИВПУ. Рассмотрим более
подробно, что собой представляет система ИВП.
Под СИВП будем понимать систему организации воздушного движения (ОВД) и систему
организации и управления деятельностью в области воздушного пространства.
Государственная система использования воздушного пространства Украины состоит
из:
- Департамент гражданской авиации (при Минтрансе Украины);
Украинский центр планирования использования воздушного пространства Украины и
регулирования воздушного движения (Украэроцентр);
Государственное предприятие обслуживания воздушного движения Украины
(Украэрорух).
Государственная система использования воздушного пространства Украины (СИВП
Украины) создана по постановлению Кабинета Министров Украины №142 от 26.12.93.
и является органом государственной исполнительной власти, подчиненным Кабинету
Министров Украины (КМУ). В п.1 Постановления №142 сформулирована главная цель
создания системы использования воздушного пространства Украины, а именно, СИВП
Украины реализует государственную политику в сфере использования воздушного
пространства Украины, регулирует деятельность, связанную с использованием
воздушного пространства (ИВП) и не связанную с его использованием, но которая
может создать угрозу безопасности воздушному движению, организует обслуживание
воздушного движения (ОВД) в воздушном пространстве Украины, а также в
международном воздушном пространстве, в котором в соответствии с международными
законодательством используется воздушными судами. А также движения,
диспетчерское обслу­живание воздушного движения, районное и аэродромное
диспетчерское обслуживание. Данный термин является расширенным трактованием
термина управле­ние воздушным движением (УВД), под которым понималось
осуществле­ние планирования и координирования воздушного движения,
непосредственное УВД, контроль за соблюдением экипажами воздушных судов порядка
использования ВП [3, с.131]. Как видим, УВД является частью ОВД, поэтому в
даль­нейшем предполагается использовать последний термин.
Как социально-экономическая система СИВПУ относится к классу "больших систем",
которые характеризуются [21, 38]:
- наличием подсистем, имеющих определенную степень самостоя­тельности в
принятии решений;
- цели подсистем должны быть подчинены целям всей системы;
-наличием большого числа разнообразных (материальных, ин­формационных,
энергетических) связей между подсистемами и внутри каждой подсистемы;
- наличием внешних связей рассматриваемой системы с другими системами;
- значительным влиянием случайных факторов (природных, челове­ческих и т.д.), в
результате - невозможность точного предсказания состояния системы и ее
временной загрузки;
- наличием в системе самоорганизующихся элементов;
- многообразием структурных форм системы;
- участием в функционировании системы людей, технических средств, природной
среды;
- уровнем эффективности и надежности функционирования системы.
Главной целевой установкой системы ОВД является обеспечение безопасности
полетов воздушных судов всех пользователей воздушного пространства (ВП) и
удовлетворение их потребностей в оперативном аэронавигационном обслуживании
(ДНО) [3, 38]. Последнее означает, что "время сеанса радиосвязи земля - борт не
должно превышать допусти­мого значения" [83, с.116] и общее время нахождения
воздушного судна в зоне от­ветственности подсистем ОВД должно было минимально
безопасным. При этом должны быть обеспечены условия, позволяющие выполнять
полеты на экономи­чески выгодных (для обслуживаемого типа воздушного судна),
траекториях, и когда должны быть вы­держаны рекомендованные изготовителем
режимные параметры воздушных судов на каждом этапе полета.
Организационную основу системы составляет совокупность опера­тивных,
административно-управленческих, технических и. других обеспечивающих органов,
объединенных в ПОВД. В качестве подсистем ПОВД выделяют аэродромные, трассовые,
аэродромно-трассовые автоматизированные и неавтомати­зированные центры ОВД,
которые являются составляющими ПОВД. Районные (трассовые) автоматизированные
центры ОВД (РАС ОВД) решают задачи над значительной территорией площадью
400-1000 кв. км. Аэродромные центры ОВД имеют радиус действия 80-110 км. Они
представляют собой произ­водственные структуры (предпр