Ви є тут

Економічні аспекти формування стратегії ефективного функціонування судноплавних компаній

Автор: 
Вовк Ольга Юріївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002229
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ СУДОХОДСТВА
2.1. Конечные цели эффективного оперирования на фрахтовом рынке
Из вышеприведенного анализа становится очевидна многоплановость целей создания
национальных судоходных компаний и эффективного оперирования на фрахтовом
рынке. Однако реализация или достижение этих целей осуществляется под влиянием
многочисленных разнонаправленных факторов, экономических, политических условий
и системы организации судоходства. Таким образом, достижение конечной цели,
которая в любых рыночных условиях сводится к извлечению прибыли [12, 59, 78,
119], в значительной степени зависит от состояния делового цикла и
инвестиционных возможностей экономической системы в целом и инициативных
предпринимательских структур, в частности.
В зависимости от уровня развитости свободы предпринимательства, социальной и
экономической политики, реального положения на рынке факторов производства в
конкретных условиях следует различать конечные цели формирования национальных
судоходных компаний. Они определяются масштабностью вхождения страны в мировые
хозяйственные связи, состоянием конкуренции на рынке транспортных услуг,
экономической стратегией государства относительно обеспечения транспортной
безопасности, внутренней и внешней экономической деятельностью.
В отдельные периоды в зависимости от характера использования законов спроса и
предложения в системе национального рынка приоритетной целью развития
судоходных компаний на фрахтовом рынке становится ориентация на критерий
занятости трудовых ресурсов. При этом следует иметь в виду, что, начиная с
экономических преобразований, усиливается проблема использования трудового
потенциала Украины. Как известно, это обусловлено ошибками в выборе
приоритетов, в игнорировании потребностей внутреннего рынка, ослаблением
внимания к действию конкурентов. Поэтому Украина в последнее время превратилась
в ресурсоэкспортную с сырьевой и трудовой ориентацией державу. Это, в свою
очередь, ухудшило положение в использовании мощностей инвестиционного,
промышленного и сельскохозяйственного комплекса. Следствием, как было показано,
является более чем двукратная потеря грузопотоков и невостребованность на две
трети совокупной мощности общенационального транспортного комплекса.
Как известно из теории эффективности функционирования рынка, ограничение
издержек в системе деятельности домашних хозяйств [9, 22, 66, 120, 164] и
предпринимательских структур ведет к потере масштабов производственной
деятельности, реального потока денежных ресурсов и, в конечном счете,
инвестиционной активности. Поэтому наряду с максимизацией или извлечением
прибыли от любой коммерческой деятельности важнейшей целью остается
рациональность и возможная полнота использования трудового потенциала. Однако
следует иметь в виду определенные проблемы, решения которых связаны с
необходимой занятостью населения.
Определенной неразрешенной проблемой остается принцип отражения ресурсов труда
при оценке эффективности использования факторов производства. Привязанность к
учету заработной платы не отражает то, что любой ее уровень лишь относительно
формирует совокупность затрат по трудовым ресурсам. Поэтому используется метод
приведения заработной платы к уровню использования основного капитала и
результатов производства. Вернее было бы рассчитывать затраты на
воспроизводство трудовых ресурсов. Но в условиях цикличности и повышения роли
основного капитала постоянно изменяется система воспроизводства трудовых
ресурсов.
Попытки вывести взвешенную сумму ресурсов упирались в противоречие с
теоретическими принципами, потому что вместо выделенных (примененных) ресурсов
в расчетах используются потребленные (приведенные), то есть фактически затраты.
При приведении основного капитала сохраняется недостаточность обоснованности
норматива приведения (по фактору времени или норме прибыли – учетной ставки).
Характер же последующего использования заработной платы (на текущее потребление
и на инвестирование) не обеспечивает идентичность отдачи и возникает неточность
в расчете фонда развития. Такой метод не обеспечивает точности ни
сравнительной, ни абсолютной эффективности функционирования предприятий
морского транспорта.
Третьей этапной целью выработки механизма и политики государственной поддержки
национального судовладельца является ориентация на фрахтовую независимость
внешнеторговых грузопотоков национальных экспортеров или импортеров продукции.
Эта цель, как известно, кроме внутренних возможностей, в значительной степени
обуславливается международными условиями регулирования морского транспортного
бизнеса, действиями конкурентов и условиями запродажи товаров. В любом случае в
транспортной системе отмеченные цели обуславливаются фактором времени.
На морском транспорте экономия времени определяет как ресурсоемкость
перевозочного процесса, так и внесистемный эффект [26, 43, 84, 104, 160]
доставки товаров и людей. Снижение затрат времени одновременно отражает уровень
и динамику производительности флота. Управление этим процессом снижает
отрицательное воздействие принципа убывающей производительности труда при
фиксированных масштабах судоходных компаний и терминалов. Интегральная
результативность ресурсов предприятий морского транспорта должна определяться
по совокупным затратам и суммарным результатам работы. В качестве совокупного
эффекта следует учитывать все результаты деятельности морского транспорта с
позиции макроуровня, предпринимательских и потребительских параметров,
полученных в течение определенного периода [11, 6