Ви є тут

Стратегія розвитку підприємства в ринкових умовах господарювання (на прикладі підприємств автотранспортної галузі).

Автор: 
Бабій Олег Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002493
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА РАСЧЕТА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АТП
2.1. Методика расчета нормативных затрат, доходов и тарифов АТП.
"Рынок - это сфера товарного обмена; в политико-экономическом значении - предложение и спрос на товары". Данное определение рынка дано в Энциклопедическом словаре [c.130].
Из этого следует, что рынок должен иметь такую структуру, которая обеспечила бы проникновение и функционирование товарно-денежных отношений во все звенья экономики. Значительная часть людей, в том числе специалисты и руководители, понимают рыночные отношения по-разному. Одни боятся их, другие таят в душе надежду: а можно ли обойтись без них?
Пока большая часть населения не осознает, что альтернативы рынку нет, осуществление идей перехода к рыночным отношениям будет тормозиться, встречать не только объективные трудности, но и субъективное сопротивление.
Внутренней организацией и механизмом функционирования рыночных отношений является то, что люди могут жить в разных странах, говорить на разных языках, исповедовать разную религию и в то же время совместно участвовать в производстве какой-нибудь вещи.
Объяснение, почему это происходит, дал еще 200 лет назад Адам Смит в своей книге "Исследование о природе и причинах богатства народов". Главная идея его удивительного проекта: исходя из того, что обмен между двумя сторонами является добровольным актом, он не произойдет в случае, если обе стороны не извлекут из него для себя пользу. Положение Адама Смита легко применимо к акту обмена между двумя лицами. Гораздо сложнее понять, зачем люди, работающие по всему миру, кооперируются друг с другом.
Система цен является тем механизмом, который справляется с этой задачей без помощи центрального управления, без того, чтобы участвующие в этом процессе контактировали друг с другом.
По ценам, образующимся на рынках потребительских товаров, продовольственных товаров, услуг, покупатели (потребители) и продавцы (оференты) ориентируются при принятии решений. Потребитель старается сделать выгодные закупки, а оферент хочет - и должен покрыть свои издержки и старается получить, возможно, более высокую прибыль. В рыночном хозяйстве этот антагонизм интересов уравнивается благодаря взаимодействию между предложением, спросом и ценой. Поэтому разработка методики расчета цены на автотранспортные услуги является одним из главных этапов формирования стратегии развития для автотранспортных предприятий.
В результате диссертационного исследования было проанализировано формирование цены на автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и разработана методика ее расчета.
Расчет тарифов на автотранспортные перевозки необходимо осуществлять на основании определения экономической обоснованности величины затрат, необходимых для выполнения объемов перевозок пассажиров по каждому их виду в масштабах общего планирования экономического и социального развития предприятия.
В процессе расчета тарифов следует вычислить себестоимость каждого вида перевозок при помощи технико-экономических расчетов, проведенных с использованием технических норм, нормативов и других параметров производственного процесса с учетом экономических и технических условий выполнения перевозок пассажиров.
Исходными данными для определения величины плановых затрат должны являться:
* условия договоров на выполнение перевозок;
* плановые объемы перевозок в натуральном выражении;
* нормы затрат материальных ресурсов, необходимых для обеспечения процесса перевозок и расчеты потребностей в них в натуральном выражении;
* действующие цены на материальные ресурсы с учетом прогнозных индексов их изменения;
* нормы затрат труда, расчеты численности и профессионального состава работников, условия оплаты их труда, которые определяются отраслевыми соглашениями и коллективными договорами;
* нормы и нормативы, касающиеся отчислений на социальные мероприятия, амортизационные отчисления, налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные действующим законодательством;
* планы организационно-технических мероприятий, касающиеся технического переоснащения подвижного состава, усовершенствования организации процесса перевозок, экономии материальных ресурсов, улучшение организации труда, направленные на сокращение затрат на перевозки.
Методика расчета нормативных затрат поможет выяснить, каким образом выполняются мероприятия, направленные на снижение себестоимости, по каким статьям затрат получена экономия и по каким - перерасход средств, какие факторы и в какой степени влияют на уровень себестоимости, какие имеются резервы дальнейшего ее снижения.
Итак, калькулирование себестоимости (затрат) автобусных перевозок пассажиров необходимо осуществлять по следующим статьям:
* заработная плата водителей и кондукторов (за отработанное на маршруте время);
* заработная плата работников, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава;
* заработная плата других категорий работников;
* отчисления на социальные мероприятия;
* автомобильное топливо;
* смазочные материалы;
* обновление износа и ремонт автомашин;
* техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
* амортизация подвижного состава;
* налоги и сборы;
* другие затраты.
Рассмотрим поэтапно все эти статьи.
Заработную плату водителей и кондукторов необходимо рассчитывать исходя из объема отработанного времени и тарифных ставок.
где tв и tк - соответственно, часовая тарифная ставка водителя и кондуктора, грн. (источником этих данных должно служить отраслевое тарифное соглашение и соответствующий период);
Ут.в. и Ут.к. - соответственно, удельный вес тарифной части в заработной плате водителя и кондуктора. Удельный вес принимается в размере, который сложился у перевозчика в период, который предшествовал расчетному, однако в пределах 0,5 - 0,7 для водителей и 0,65 - 0,85 для кондукторов;
Чр - время выполнения рейса (обычно берется год). Принимается согласно с расписанием движения на маршруте, включая оплачиваемое водителю