Ви є тут

Формування і реалізація державних програм техніко-економічного розвитку вугільного виробництва

Автор: 
Бублей Володимир Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002647
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
Государственное управление технико-экономическим развитием
угольных шахт
Угольная шахта в периоде своей жизнедеятельности проходит ряд этапов функционирования и развития. Этот период нередко растягивается на многие десятки лет и зависит, в основном, от сроков исчерпания запасов угольного месторождения или целесообразности дальнейшей разработки этих запасов по природным, техническим и экономическим условиям.
После завершения строительства и ввода в эксплуатацию всей шахты или одной из ее "очередей" наступает период освоения проектной мощности с наращиванием объема добычи угля, затем - период относительно стабильной работы, после чего возникает альтернатива либо реконструкции шахты и ее дальнейшей эксплуатации, либо ее затухания с последующей ликвидацией.
Часто в практике Донецкого бассейна вместо капиталоемкой реконструкции принимались паллиативные решения по временным схемам поддержания добычи, которые сводились к углублению горных работ, прирезке запасов, к организации сложных многоступенчатых схем транспортирования угля и породы, проветривания рабочих мест и т. п. Такие решения, как правило, малоэффективны и приводят к деградации шахтного фонда.
Период "относительно стабильной" работы шахты в действительности весьма динамичен и часто характеризуется значительными изменениями уровня добычи, качественных характеристик угольной продукции и экономических показателей хозяйственной деятельности. В этом периоде непрерывно развиваются во времени и пространстве горные работы, осуществляется подготовка и ввод в эксплуатацию новых горизонтов шахты, пластов угля, участков месторождения, очистных забоев и т. д. Это часто связано с крупными капитальными работами и затратами, не имея в виду реконструкцию шахты и модернизацию основных пассивных производственных фондов.
Вместе с тем, в рассматриваемый период происходит интенсивный физический износ и моральное старение важнейших элементов производственного аппарата шахты - ее активных фондов, то есть очистного, проходческого, транспортного и другого мобильного оборудования, средств автоматизации, управления, контроля, безопасности и других. Возникает острая необходимость не только простой замены изношенного активного оборудования на аналогичное, но и использование для этого инноваций, основанных на достижениях научно-технического прогресса и научно-технической революции.
Только на этом пути, как указывалось, видится решение сложной проблемы возрождения угольной промышленности и ее экономического роста, а вместе с этим и топливно-энергетического комплекса страны.
Инновационной политикой по отношению к угольной промышленности, как важнейшей базовой отрасли, занимается государство. Эта политика регламентируется многими директивными документами и охватывает проблемы науки, реструктуризации шахтного фонда, управления отраслью, развития машиностроения, углеобогащения, капитального строительства и реконструкции, ценообразования, сбыта угля и многие другие.
Не останавливаясь на этих сложных вопросах, отметим, что мероприятия государственной и отраслевой политики в конечном счете концентрируются на микроуровне, то есть на конкретных угольных предприятиях, техническое развитие и экономический рост которых, независимо от формы собственности, должны быть направлены на решение глобальной энергетической проблемы государства.
Управление технико-экономическим развитием предприятия входит в рамки инновационного менеджмента, которому посвящены дальнейшие разделы диссертации. При этом рассматриваются инновационный процесс в технике, технологии и экономике угольного производства, а также соответствующие программы и проекты в период стабильного функционирования шахты и не затрагиваются проекты реконструкции, расширения производства и капитального строительства новых объектов.
2.1. Задачи государства в развитии инновационного менеджмента на угольной шахте

Как отмечалось выше (пп. 1.1 - 1.3), на протяжении многих лет в том или ином масштабе в рамках научных и производственных программ проводились мероприятия по техническому или "научно-техническому" развитию угольных предприятий, однако организационной системы управления этим процессом, именуемой "менеджмент" или "инновационный менеджмент", не существовало. Управленческий персонал шахт не имел и не имеет до сих пор необходимой подготовки и знаний для системной организации инновационной деятельности, в особенности, в части экономических и коммерческих обоснований соответствующих проектов и программ. Это во многом объясняется тем обстоятельством, что подавляющее большинство угольных шахт являются государственными и при этом убыточными предприятиями, а их вхождение в рыночные условия ограничиваются бартерными и различного рода посредническими отношениями, далекими от цивилизованной коммерческой деятельности.
Кроме этого, возможность использования инновационного менеджмента в его классической форме ограничивается особенностями угольного производства и большим удельным весом государственной собственности.
Теории менеджмента, в том числе его разделов, касающихся управления инновациями, посвящена обширная современная литература [12, 16, 59, 76, 77, 85, 94, 131, 136, 142].
В наиболее общем виде менеджмент - это управленческая деятельность, направленная на достижение системой определенных целей, реализуемых с использованием научных подходов и человеческого фактора. Производственный менеджмент - это научно обоснованная система управления предприятием, направленная на достижение высокого экономического и коммерческого успеха. Инновационный менеджмент ориентирован на достижение такого результата главным образом за счет использования инноваций или нововведений промышленно-производственного характера.
В работе [76] отмечается, что инновационный менеджмент сегодня представляет собой особую сферу управленческой деятельности, которая определяется ее предпринимательским характером и целевой направленностью. Несмотря на его об