Ви є тут

Еколого-економічні відносини в системі суспільного вибору

Автор: 
Євтушенко Вікторія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
3403U002670
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ФАКТОРЫ РЫНОЧНОГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

2.1. Экологические экстернальные эффекты

Важное качество рынка состоит в его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их ограниченности и дефицитности. Деградация окружающей природной среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствует о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на "экологических" рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ и услуг, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неадекватная стоимостная оценка природных ресурсов, величин спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Согласно концепции экономического благосостояния Парето достижение общественного оптимума возможно при условии, что функции полезности и производственные функции независимы. Иными словами, экономический субъект - производитель или потребитель - в модели Парето-оптимума не может вне системы рыночных взаимодействий, опосредованных ценами, прямо и непосредственно влиять на благосостояние других экономических субъектов, уменьшая или увеличивая полезность, извлекаемую ими из благ. Однако, условия совершенной конкуренции и предельные условия Парето-оптимальности являются необходимыми, но не достаточными условиями распределения эффективности. Ситуация, когда в условиях совершенной конкуренции рациональное поведение индивидов, максимизирующих свою полезность, в силу тех или иных причин не приводит к состоянию Парето-эффективности, называется провалом (фиаско) рынка [179, с. 15-17].
Экономика природопользования и охраны окружающей природной среды полна примеров фиаско рынка.
Можно выделить следующие основные причины провалов рынка в экологической сфере:
- экстернальные (внешние) эффекты;
- отсутствие или заниженность цен на природные блага;
- отсутствие рынков природных ресурсов;
- общественность природных благ;
- трансакционные издержки;
- неразграниченность прав собственности на природные ресурсы;
- рыночная неопределенность и недальновидность.
В концептуальном плане провалы рынка в охране окружающей среды связаны, прежде всего, с практически невозможным адекватным учетом экстерналий, социальных издержек общества от деградации окружающей среды, проблемы открытого доступа к природным благам, их заниженной ценой [47].
Основными чертами общественных благ являются:
1) неконкурентность (несоперничество) в потреблении, которая означает, что присоединение к потреблению общественного блага дополнительных индивидов не уменьшит его доступности для других. Поэтому индивиды не вступают в конкуренцию между собой, потребляя общественные блага. В то же время потребление частного блага каким-либо индивидом полностью исключает потребление этого блага другими, т.е. потребление частных товаров является конкурентным. Для того, чтобы обеспечить себе монопольное право на потребление частных благ, индивиды приобретают их на рынке;
2) неисключаемость из потребления означает невозможность запретить дополнительным потребителям пользоваться общественными благами. Это свойство связано с техническими трудностями установления данных препятствий (например, нельзя установить преграды в пользовании лесом, рекой и т.д.), а также с чрезмерно высокими издержками исключения не заплативших за благо потребителей. Напротив, предотвратить пользование частным благом другими индивидами можно, приобретая его на рынке, или, установив высокую плату за него.
Если товар или услуга удовлетворяет одновременно двум рассмотренным свойствам, то они относятся к общественным благам. Если благо не является абсолютно конкурентным или исключаемым, то оно называется смешанным. Специфичность необходимых характеристик для причисления общественных благ к разряду "чистых" показывает, что такие блага встречаются в реальности очень редко.
Рассматривая объекты эколого-экономических отношений по компонентам, можно увидеть, что одна их часть относится к чистым общественным благам - атмосфера; городские парки, сады, скверы; лесной, водный, земельный фонды, используемые всеми членами общества, и т.д. Другая часть природных ресурсов и услуг, находящиеся в частной, муниципальной или государственной собственности, - полезные ископаемые, земля, - является платным товаром, и его доставка к потребителю осуществляется через рынок. Но большая часть экологических благ все же является "смешанным" общественным благом, поэтому в целом природные ресурсы и условия можно охарактеризовать как частнообщественные блага, что ставит их производство в зависимость от государственных и коллективных решений.
Для различного рода соглашений и сделок в рыночной сфере необходимы расходы, связанные с получением информации, ведением многосторонних переговоров, обеспечением соблюдения переговоров и т.д., т.е. расходов, которые входят в трансакционные издержки. В области охраны окружающей природной среды такие издержки могут быть достаточно велики по отношению к ожидаемым выгодам, и тогда достижение действенного соглашения маловероятно, а деградация природы продолжится.
Существенную проблему для рынка составляет неопределенность и недальновидность. Неопределенность во многом порождается недостатком знаний о законах функционирования экологических систем, что приводит к игнорированию сложно прогнозируемых и отдаленных последствий в рыночных решениях. Проблемой является и "близорукость" рынка, его ориентация на получение быстрых результатов, прибыли при недоучете долгосрочных ущербов и выгод.
Несовершенство информации является одним из проявлений несостоятельности рынка вне зависимости от того, распространяется ли этот недостаток рынка на производство частных, общественных или социально значимых благ. Неполная и недостоверная информация не позволяет индивиду сделать