Ви є тут

Формування адаптивного управління підприємствами вугільного машинобудування

Автор: 
Алєксєєв Сергій Борисович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U002845
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ЗАВОДАХ
УГОЛЬНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ
2.1. Анализ частных показателей адаптивности на заводах угольного
машиностроения Донецкой области
Используя предложенную в предыдущем параграфе систему частных показателей
адаптивности предприятия к условиям внешней среды, проанализируем входящие в
систему показатели адаптивности заводов угольного машиностроения Донецкой
области.
Вначале следует предложить методику расчета частных показателей адаптивности
предприятия:
Блок 1. Как уже отмечалось выше, частные показатели адаптивности первого блока
оценивают влияние внешней среды на адаптивность предприятия. К ним относятся:
1. Коэффициент выполнения плана продаж, который предлагается рассчитывать по
формуле:
Кпр.= Qпр.ф. / Qпр.п, (2.1)
где Qпр.ф.- фактический объем продаж за период, тыс. грн.
Qпр.п.- плановый объем продаж за период, тыс.грн.
Таким образом, коэффициент выполнения плана продаж показывает степень
соответствия фактической реализации плану продаж. Расчет следует производить в
стоимостном выражении вследствие неоднородности реализованной за данный период
продукции. Плановый и фактический объемы продаж в стоимостном выражении за
период рассчитываются как сумма произведений цены і-го изделия Цi на объем его
реализации в натуральном выражении Vi:

n
Q = е Цi x Vi (2.2)
i=1
Здесь n- количество изделий в производственной программе предприятия в данном
периоде.
Тогда в случае изменения структуры спроса покупателей можно менять структуру
производственной программы, изменяя объемы производства каждого изделия в
натуральном выражении в соответствии с их требованиями, а также гибко менять
стратегии ценообразования в зависимости от условий изменения цен конкурентами и
требований разработанных мероприятий адаптивности.
При этом, учитывая широкие возможности изменения номенклатуры выпускаемой
продукции на предприятиях угольного машиностроения, особенно в связи с
формированием плана производства на основе предварительных заказов, можно
наращивать выпуск высокорентабельных изделий, либо сокращать себестоимость
производственной программы за счет сокращения доли продукции с высокой
себестоимостью, что позволит снизить отпускные цены. Возможны и другие варианты
мероприятий адаптивности к изменению ситуации на рынке. Таким образом, данный
показатель вполне отражает влияние целевых рынков на адаптивность предприятия.
Очевидно, что идеальным значением коэффициента является значение Кпр, равное
единице, что свидетельствует о полном выполнении плана продаж. Случай, когда
Кпр. меньше единицы свидетельствует о падении спроса, либо о необходимости
снижения цен, либо о необходимости оптимизации мероприятий маркетинговых
комплексов каждого изделия, что так или иначе, должно выражаться в
разрабатываемых мероприятиях адаптивности. В случае когда Кпр больше 1,
мероприятия адаптивности должны быть направлены на наращивание объемов
производства изделий повышенного спроса, либо на оптимизацию работы
маркетинговой службы по формированию системы заказов.
2. Коэффициент выполнения плана поставок предлагается рассчитывать по формуле:
Кпост. = Qпост.ф. / Qпост.п., (2.3.)
где Qпост.ф.- фактический объем поставок за период, тыс.грн.
Qпост.п.- плановый объем поставок за период, тыс. грн.
Коэффициент выполнения плана поставок покажет степень соответствия фактического
объема поставок за период плановому. Как и для предыдущего коэффициента, расчет
следует производить в стоимостном выражении из-за разнообразия и неоднородности
поставляемых на предприятие в течении периода сырья, материалов, комплектующих
и т.д. Также аналогично предыдущему показателю, плановый и фактический объем
поставок в стоимостном выражении рассчитываются как сумма произведений цены
і-го материала на объем его поставки в натуральном выражении (смотри формулу
2.2).
Тогда в случае изменения структуры поставок вследствие изменения
производст­венной программы предприятия в плановом периоде, а также в случае
изменения поставщиками отпускных цен на свою продукцию, предприятие может
разрабаты­вать мероприятия адаптивности, направленные на поиск новых
поставщиков и оптимизацию деятельности службы снабжения на основе
сравнительного анализа работы отдельных поставщиков. Цель мероприятий-
приспособить снабженческую деятельность предприятия к разработанным
мероприятиям адаптивности.
Идеальное значение данного показателя также равно единице, ибо если Кпост.=1,
то это означает полное выполнение плана поставок. Если коэффициент меньше
единицы, то необходима разработка мероприятий адаптивности, касающихся службы
снабжения и работы с поставщиками.
3. Коэффициент устойчивости относительно конкурентов.
При его определении следует обобщить показатели, характеризующие положение
предприятия относительно конкурентов, описанные в экономической литературе.
Большинство авторов рекомендует при оценке конкурентных преимуществ предприятия
учитывать рыночную долю предприятия на целевых рынках, уровень цен предприятия
по сравнению с конкурентами, качество продукции предприятия по сравнению с
качеством продукции конкурентов, степень надежности каждого конкурента [44, с.
209]. При этом авторы рекомендуют использовать бальные оценки конкурентов по
вышеперечисленным критериям. В частности, рекомендуется оценка каждого из
критериев по пятибальной системе (5 баллов- оч