Вы здесь

Формування концептуальної моделі професійної діяльності викладача фізичного виховання вищого навчального закладу

Автор: 
Солтик Олександр Олександрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U003343
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
В процессе научно-педагогического поиска были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных данных.
2. Психолого-диагностические методы:
* направленно-ассоциативный эксперимент (в модификации открытых вопросов);
* 16-PF опросник Кеттела;
* методика изучения ценностных ориентаций;
* методика определения направленности личности;
* методика определения самооценки личности;
* методика определения уровня силы воли;
* методика диагностики уровня субъективного контроля;
* методика диагностики темперамента;
* методика корректурной пробы.
3. Анкетирование.
4. Контент-аналитическое исследование.
5. Педагогическое наблюдение.
6. Методы математической статистики.
Анализ литературных данных использовался в целях выявления методологических предпосылок постановки проблемы, формирования цели и задач исследования. Особое внимание уделялось рассмотрению модельных характеристик в сфере физического воспитания и спорта. Были изучены основные подходы к общенаучному моделированию профессиональной деятельности. Акцентировалось внимание на феномене концептуальных моделей.
Направленно-ассоциативный эксперимент (в модификации открытых вопросов) использовался, как основной метод исследования концептуальной модели деятельности преподавателя физического воспитания.
Использование данного метода обусловлено, прежде всего, теми трудностями, которые возникают на этапе эмпирического исследования. С одной стороны, формирование концептуальной модели длительный процесс, протекающий на протяжении, как учебной, так и трудовой деятельности. Формирование первичных и вторичных образов (представлений), образующих концептуальную модель, осуществляется в результате действия и взаимодействия всех познавательных процессов, начиная с процессов ощущения, восприятия внешней информации, с активным включением процессов памяти, мышления, воображения. Кроме того, на формирование концептуальной модели оказывают влияние и другие факторы, такие как: интеллектуальное развитие личности, ценностно-мотивационная сфера и даже то психическое состояние, которое было у человека непосредственно во время получения внешней информации. Все это откладывает свой отпечаток на формирование отдельных психических образов, составляющих концептуальную модель.
С другой стороны, трудности возникают в связи с недостаточной разработанностью методического аппарата, связанного с изучением образности. Современная наука находится на таком этапе развития, когда есть возможность регистрировать различные показатели работы отделов головного мозга, и делать определенные выводы о процессах, которые протекают в них, но, в то же время, нет аппаратурной возможности раскодировать ту информацию, которая хранится в сознании и определить ее содержание.
Большинство методов, используемых для изучения содержания психических образов, построены на ассоциациях. Часть из них предполагают выполнение испытуемыми определенных заданий, построенных на выборочных ответах. Такие методы позволяют получить более или менее достоверную информацию, но не учитывают всего многообразия образов и представлений, формирующих концептуальную модель, что в последствии значительно ограничивает достоверность исследования.
Учитывая изложенное, в работе была использована классическая методика направленного ассоциирования в модификации открытых вопросов.
Методика предложена М.С. Игнатенко [49], и модифицирована нами в соответствии с терминами деятельности преподавателя физического воспитания. Неограниченность содержания ответов (в пределах заданной темы) позволяла получить более достоверный материал о фактическом содержании информации в сознании испытуемых. Методика "Открытые вопросы" включала в себя четыре темы для свободного ассоциирования, касающиеся основных составляющих профессиональной деятельности преподавателя: цели, предмета, средства и результата. Испытуемым были предложены следующие вопросы:
1. Как Вы думаете, к чему стремится преподаватель физического воспитания? Чего желает достичь?
2. Что преобразует, изменяет преподаватель физического воспитания в процессе своей деятельности?
3. Какой арсенал средств, приемов, идей и др. использует преподаватель для реализации цели?
4. Что можно считать результатом деятельности преподавателя физического воспитания?
Выполнение задания проводилось точно по времени, (по 4 минуты на каждый вопрос). Продолжительность проведения задания была определена при апробировании данной методики, как наиболее оптимальная, позволяющая испытуемым в основном выразить свое отношение к тематике вопросов. Отвечая на вопросы, испытуемым приходилось актуализировать в сознании образы и представления, имеющие отношение к отдельным составляющим деятельности, и фиксировать их в виде ответов на специальных бланках (приложение А).
Анкетирование индивидуальных данных проводилось с целью получения определенных сведений, необходимых для дальнейшей интерпретации. Для преподавателей физического воспитания и тренеров такими сведениями являлись: стаж работы, должность, образование в сфере физической культуры и спорта. Студентам, принимавшим участие в исследовании, необходимо было отметить форму обучения, курс и факультет, название вуза.
Соответствующие пометки необходимо было делать на том же бланке, что использовался для ответов в методике "открытые вопросы" (см. приложение А).
Контент-аналитическое исследование. Данный метод [12, 34, 152] использовался для количественно-качественной обработки полученных данных с помощью направленного ассоциативного эксперимента.
Специфика контент-анализа по сравнению с другими методами исследования содержания документов заключается в том, что его процедура предусматривает подсчет частоты (объема) упоминаний тех или иных смысловых единиц исследуемого текста. Полученные таким образом количественные характеристики текста дают возможность сделать выводы о качественном, неявном содержании