Ви є тут

Психологія дії, що організує життя

Автор: 
Колесников Євген Петрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003621
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГО-ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЙСТВИЯ, ОРГАНИЗУЮЩЕГО ЖИЗНЬ
2. 1. Определение понятия действия, организующего жизнь
В доступной литературе нам не удалось найти концепцию изучения действия, организующего жизнь, на основе которой возможно построить методику, позволяющую получить фактический материал необходимый для понимания роли и места организации жизни в целостном жизненном процессе личности. В связи с этим возникла необходимость самостоятельного методолого-теоретического исследования действия, организующего жизнь. Приведенные ниже материалы нашего исследования, легли в основу создания методики изучения действия, организующего жизнь (ДОЖ).
2. 1. 1. Организация жизни - специфический вид деятельности.
Выступая предметом нашего исследования, действие, организующее жизнь, рассматривается нами как единица анализа деятельности по организации жизни. В связи с этим, встает необходимость определить место последней в системе взаимодействий человека с миром и выяснить ее качественную психологическую специфику для того, чтобы создать последовательную и непротиворечивую систему понятий, в наиболее полной мере объясняющую сущность изучаемого явления.
Организация жизни личности изучается нами как специфический вид деятельности, и с этих позиций методологически важным моментом выступает определение целого, в рамках которого будет исследоваться и получит свое объяснение выделенный объект познания [55].
В качестве исследуемого целого В.К. Калин предложил понятие "развернутого процесса взаимодействия человека с миром" [56, 45]. Упомянутое целое представляет собой сложный системный объект, следовательно, может быть подвергнуто анализу с позиций системного подхода. В ходе такого анализа, В.К. Калин [55], [56] выработал схему изучения данного целого, которая включает в себя выяснение:
- этапов и уровней становления функциональной системы (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Я.А. Пономарев, В.Н. Сагатовский);
- системообразующего фактора изучаемого целого (Б.Ф. Ломов);
- основной целевой функции субъекта и закона (функционального или экстремального принципа) реализации этой функции (В.А. Ассев, М.И. Сетров);
- единицы анализа исследуемого системного объекта (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Э.Г. Юдин);
- условий и особенностей проблемной ситуации, стимулирующих саморазвитие и саморегуляцию изучаемой целостности (Б.Ф. Ломов, В.Н. Сагатовский, Ф.И. Перегудов).
В обобщенном виде, развернутый процесс взаимодействия человека с
миром, В.К. Калин обозначил как "организацию системы "субъект-среда", выделив в ней три уровня: 1) жизнедеятельность; 2) деятельность и сознательное целенаправленное поведение; 3) организация собственной жизни. Далее, проанализировав каждый из уровней по приведенным выше параметрам, В.К. Калин представил полученный материал в таблице [55, 151]. В данной таблице различные уровни взаимодействия субъекта со средой, разграничены по строго научным параметрам, свойствам и принципам. Таким образом, высший уровень развернутого процесса взаимодействия человека с миром - организация жизни личности - в методолого-теоретическом плане, выступает как психологический феномен со своей конкретной сферой проявлений. Важный для нашего исследования аспект, эксплицитно не представленный в этих разработках, - это определение области психического, в которой разворачивается процессы по организации жизни личности.
Вопрос о степени влияния на организацию жизни личности сознательной и бессознательной подструктур психики не может быть обойден лишь в силу того, что сама формулировка проблемы предполагает преобладание сознательной активности субъекта. Очевидно, что выяснение психологических механизмов такой активности должно затрагивать анализ, в том числе, и бессознательных детерминант, судя по всему, значительно на нее влияющих. С другой стороны, переоценка роли бессознательного психического в процессах организации жизни личности может привести к лишению субъекта его главной характеристики, собственно, субъектности - понятия, прочно вошедшего в отечественную психологию личности [50].
Выработка позиции по проблеме места и роли сознания и бессознательного в организации жизни личности видится нам в диалектическом подходе, сформулированном С.Л. Рубинштейном: "...реальное сознание конкретного индивида никогда не является "чистой", то есть абстрактной сознательностью, оно всегда - единство осознанного и неосознанного, сознательного и бессознательного, взаимопереплетенных и взаимосвязанных множеством взаимопереходов" [32, 9].
Мы полагаем, что организация жизни личности складывается и функционирует как благодаря сознательным, так и бессознательным подструктурам психики человека, однако наша позиция состоит в том, что ведущую роль в этих процессах играет сознательная активность субъекта. Организацию жизни на этом этапе изучения можно определить как совокупность, сознательно выработанных субъектом, стратегий жизни [2], которым подчинены цели его поведения и деятельности в различных жизненных ситуациях. Таким образом, деятельность по организации жизни - это сознательная активность субъекта, направленная на организацию собственной жизни.Как известно, специфика любого вида деятельности, определяется ее предметом, а также составом действий, определяющих ее структуру [60]. Вследствие новизны самого термина "деятельность по организации жизни", возникает необходимость соотнести его с уже известными психологическими понятиями, значения которых, по нашему мнению, могут послужить своего рода системой координат для определения в ней места изучаемого явления. Только после этого предмет и состав действий деятельности по организации жизни могут получить научно выверенную и адекватную формулировку.
2. 1. 2. Использование понятия психологической ситуации в изучении
действия, организующего жизнь.
Сам термин "деятельность по организации жизни" диктует необходимость изучения целостного жизненного процесса, в который включен субъект. Однако многообразие прояв