Ви є тут

Профілактика та психотерапевтична корекція тютюнопаління і тютюнової залежності в учнів старших класів середніх шкіл

Автор: 
Ченська Анжела Валентинівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003790
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛЕДОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ШКОЛ. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Общая характеристика обследованного контингента
В основу работы положены результаты обследования 691 учащегося средних школ. Прицельно было исследовано 378 учащихся 10-11 классов средних школ г. Донецка, средний возраст которых ?15,5?0,03 лет. Дополнительно изучено 313 школьников 5-9 классов школ.
Диагностика табачной зависимости проводилась в соответствии с клиническими критериями, разработанными во Всесоюзном научно-исследовательском институте общей и судебной психиатрии (ВНИИОСП) им. Сербского (1987) [98]. Среди обследованных старшеклассников (378 чел.), 107 школьников (28,3%) с табачной зависимостью составили основную группу. Соотношение мальчиков к девочкам ?1:1,3. 121 учащиеся (32,0%), курящие табак без табачной зависимости, вошли в первую группу сравнения, в ней систематически курили 19 школьников(15,7%). Соотношение мальчиков к девочкам - 1:1,4. Вторую группу сравнения составили 150 некурящих школьников (39,7%), из которых 59 человек(39,3%) имели опыт первой пробы табакокурения. Соотношение мальчиков к девочкам в этой группе было 1:1,6 (рис.2.1).
Диагностика форм табачной зависимости проводилась в соответствии с клиническими критериями, разработанными В. К. Смирновым [46,98]. Формы табачной зависимости (идеаторная, психосоматическая, диссоциированная) отличались друг от друга разными темпами становления и формирования зависимости, особенностями типов влечения, клинической неоднозначностью состояний, возникающих при отмене табакокурения, неоднородностью структуры табачной зависимости, а также разными типами ремиссий и их продолжительностью.
Рис. 2.1. Характер распределения обследованных учащихся старших классов
средних школ, в %.
В основной группе выделено три подгруппы лиц с табачной зависимостью (рис.2.2).
Рис. 2.2. Характер распределения табачной зависимости в зависимости от формы, в %.
Первую подгруппу составили лица с идеаторной формой табачной зависимости - 66 (61,7%). Во вторую - вошли учащиеся с психосоматической формой табачной зависимости - 8 (7,5%) и третья подгруппа объединила школьников с диссоциированной формой - 33 (30,8%). Особенностью данного распределения являлись существенное преобладание учащихся с идеаторной формой (61,7%), низкий удельный вес школьников с психосоматической формой табачной зависимости (7,5%).
Уровни соматической патологии во всех группах практически не отличались (рис.2.3).
Рис. 2.3. Распределение уровней соматической патологии среди учащихся основной, первой и второй групп сравнения, в%.
Так, у учащихся старших классов в основной группе хронические неинфекционные сопутствующие заболевания наблюдались в 30,8% (33) случаев, у учащихся первой группы сравнения - в 24,8% (30), а во второй группе сравнения - в 31,3% (47) случаев.
2.2. Методы исследования
В соответствии с целью и задачами исследования нами применен комплекс методов, включающий клинико-эпидемиологический, клинико- психопатологический, социологический, психодиагностический. Основной инструмент для изучения распространенности, клинических особенностей и факторов риска табакокурения и табачной зависимости - модифицированный автором вариант карты "Клинико-эпидемиологического и психопатологического изучения табакокурения и табачной зависимости у учащихся общеобразовательных школ" (Приложение А).
С целью изучения механизмов формирования табачной зависимости у учащихся старших классов средних школ, особое внимание в карте уделяли условиям возникновения и развития первой и второй проб табакокурения, этапу эпизодического курения, началу и продолжительности систематического табакокурения, симптому психосоматической диссоциации. Выделены специальные вопросы, направленные на раскрытие структуры синдромов патологического влечения и отмены; отражены попытки самостоятельного прекращения курения, а также его возобновления. Рассматривались такие особенности табакокурения, как периодичность, курение натощак, во время ходьбы, на переменах, частая смена табачного изделия и сорта табака, докуривание окурков.
Особое внимание в карте уделяли изучению мотивов: прекращения, возобновления, 1-ой и 2-ой проб табакокурения.
Для исследования распространенности и клинических особенностей табакокурения и табачной зависимости у учащихся 5-9 классов средних школ, была применена разработанная автором анкета (Приложение Б).
Для исследования влияния микросоциальной среды на возникновение и становление курения табака, в карту и анкету включены следующие вопросы:
1) реакция на вдыхание табачного дыма (положительная, отрицательная и индифферентная);
2) пассивное курение в семье (да, нет);
3) отношение детей к курению табака родителями (положительное, отрицательное и индифферентное);
4) отношение взрослых (родителей, учителей) к табакокурению детей (положительное, отрицательное и индифферентное);
5) сведения о вреде курения табака, в т.ч. о возникновении табачной зависимости (знал, не знал);
6) курение среди друзей (да, нет).
С целью изучения факторов риска возникновения табакокурения и табачной зависимости в карте предусмотрен специальный раздел. Все факторы риска были разделены на социальные и биологические, которые выявлялись с помощью критерия согласия Пирсона ,,хи-квадрат".
Особо исследовалась роль социальных факторов, связанных с учебным процессом, в возникновении и становлении табакокурения и табачной зависимости у старшеклассников. Для этого в карту включены следующие вопросы:
1) количество ,,нелюбимых" предметов, семь и более (да, нет);
2) трудность адаптации к учебе в старших классах (субъективная оценка);
3) средний бал успеваемости (7 и менее);
4) время затраченное на выполнение домашних заданий, свыше 3 часов (да, нет).
Для психодиагностического исследования учащихся 10-11 классов средних школ (