Ви є тут

Програмування занять з оздоровчої ходьби для дітей молодшого шкільного віку з різним рівнем фізичного стану.

Автор: 
Вовченко Інна Іванівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003893
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследований
и организованы исследования.
2.1. Методы исследований
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы
2.1.2. Изучение документальных материалов
2.1.3. Антропометрия
2.1.4. Физиологические методы исследований
2.1.5. Педагогические методы исследований
2.1.6. Методы определения уровня физической работоспособности
2.1.7. Методы определения показателей заболеваемости и уровня физического
здоровья.
2.1.8. Методы математической статистики
2.1.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы
Изучение литературы позволило сформулировать проблему, определить степень
актуальности вопросов, решаемых в ходе исследований, теоретически обосновать
цель и задачи работы, проанализировать с данных позиций результаты, полученные
в ходе собственных исследований. Проанализирована литература по интересующей
нас проблеме здоровья детей 7-10 лет. Основное внимание уделялось проблеме
здоровья детей, взаимосвязи показателей здоровья с показателями,
характеризующими физическое состояние организма младших школьников, вопросам
валеологического воспитания.
2.1.2. Изучение документальных материалов
Проанализированы государственные программы по физическому воспитанию для
общеобразовательных школ 1-11 классов [119, 196], «Государственные тесты и
нормативы оценки физической подготовленности населения Украины» [84] с целью
определения тестов для оценки физической подготовленности детей 7-10 лет.
2.1.3. Антропометрия
На основании общепринятых антропометрических методов исследований измеряли:
- длину тела, стоя (см);
- массу тела (кг);
- ОГК (см) [43, 59, 146].
Измерение длины тела проводили с помощью ростомера. Масса тела определялась с
помощью медицинских весов с точностью до 50 грамм. ОГК измеряли сантиметровой
лентой.
Оценку физического развития определяли с помощью таблиц антропометрических
стандартов для детей отдельных регионов Украины в возрасте от 1 до 14 лет
[163].
2.1.4. Физиологические методы исследований
Для исследования функциональных возможностей организма детей 7-10 лет в
состоянии покоя определяли состояние сердечно-сосудистой системы:
- ЧСС измерялась по пульсу (пульсометрия);
- Измерение АД проводили тонометром, слуховым методом Н.С.Короткова
(тонометрия).
Определяя состояние кислородотранспортной системы, измеряли ЖЕЛ – жизненную
емкость легких с помощью сухого спирометра с точностью до
50 мл по общепринятой методике. Показатель прибора выражается в мл.
По результатам проб с задержкой дыхания (пробы Штанге и Генчи) определяли
резервы кислородообеспечения.
Проба Штанге – произвольная задержка дыхания на вдохе, заключается в том, что
обследуемый в положении стоя делает несколько глубоких дыхательных движений и
после полного вдоха закрывает рот, а большим и указательным пальцами зажимает
крылья носа.
Проба Генчи – задержка дыхания на выдохе: обследуемый после нескольких
дыхательных движений совершает полный выдох, закрывает рот и зажимает пальцами
нос. Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру.
2.1.5. Педагогические методы исследований
2.1.5.1. Педагогические наблюдения
Целью педагогических наблюдений являлось получение фактического материала,
характеризующего состояние здоровья младших школьников, их отношение к своему
здоровью и к занятиям физической культурой, а также использование средств для
развития выносливости, их соотношение с нормативными тестами [19, 20, 21, 131,
141].
2.1.5.2. Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование осуществлялось с использованием контрольных
упражнений «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов
общеобразовательных школ», «Государственных тестов физической подготовленности
населения Украины» для детей 7-10 лет [84, 119, 196].
Для характеристики состояния физической подготовленности младших школьников
проводились следующие двигательные тесты:
1. Прыжок в длину с места (см) выполняется одновременным толчком двумя ногами и
взмахом рук из исходного положения, ступни параллельно на ширине плеч.
Приземление производилось одновременно на две ноги. Выполнялось 3 попытки, в
протокол заносился лучший результат. Упражнение характеризует уровень развития
скоростно-силовых качеств.
2. Подтягивание на перекладине в висе (кол-во раз). Исходное положение:
учащийся на гимнастической перекладине хват двумя руками сверху. Засчитывается
количество подтягиваний, которые выполнены до уровня подбородка. Упражнение
характеризует уровень развития силы.
3. Челночный бег 3Х10м (с). На стадионе на одном конце отрезка 10 м кладут два
кубика. Перед ними становится ученик. По сигналу учащийся из положения стоя
наклоняется, берет рукой один кубик, с которым бежит на противоположный конец
отрезка и кладет его на линию. Возвращается к стартовой линии, берет другой и
бежит к линии финиша и кладет второй кубик. Упражнение характеризует уровень
развития координационных способностей.
4. Бег 30 м (с). Выполняется с высокого старта. Учащийся пробегает с
максимальной скоростью. Упражнение характеризует скоростные качества.
5. Подъем туловища вперед: из положения - лежа на спине за 60 сек (кол-во раз).
Лежа на спине, ноги согнуты в коленях под углом 90о и руки фиксированы за
головой. Упражнение характеризует силу мышц брюшного пресса.
6. Бег 1000 м (с). Выполняется согласно правилам соревнований по легкой
атлетике. По команде «На старт» учащиеся становятся к стартовой линии в
положении высокого старта. Потом по команде «Марш» начинают бег, стараясь
закончить дистанцию как можно быстрее. В случае необходимости разрешается
переходить на х