Ви є тут

Соціокультурна гетерогенність новин в національному медіа просторі

Автор: 
Піронкова Оксана Феліксівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U003941
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ГЕТЕРОГЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ
2.1. Селективные механизмы в конструировании содержания новостей
До сих пор анализ был сосредоточен исключительно на формальных, процессуальных
храктеристиках коммуникации и информационных потоков. Отсюда и внимание,
уделяемое макросоциологической трактовке массовой коммуникации, а также моделям
информационных взаимодействий. Между тем, медиа производят разнообразные
продукты, транслируемые впоследствии на аудитории. Для качественной
характеристики того или иного продукта обычно обращаются к понятию «жанр». И
при этом имеют в виду, что жанру присущи:
- набор индивидуальных черт, однозначно отличающий его от иных жанров, который
более или менее согласованно идентифицируется его «производителями» (СМИ) и
«потребителями» (аудитория СМИ);
- легко распознаваемая соотносимость индивидуальных черт с назначением жанра
(например, информировать аудиторию или же развлекать ее), формой (размеры,
структура и язык сообщения), а также смыслом, т.е. степенью связи с
реальностью;
- склонность к консервативному воспроизводству однажды найденной культурной
формы, некогда ставшей основой оригинального жанра, на основе выработанных и
технологически репродуцируемых правил и техник;
- следование привычной для аудитории структуре изложения или последовательности
действий, использование предсказуемой совокупности образов и вариативности
подачи содержания с использованием ограниченного набора базовых тем.
Жанр издавна функционирует как практический инструмент, при помощи которого
любое СМИ выпускает продукцию стандартного качества, в большей или меньшей
степени соответствующей требованиям и ожиданиям аудитории. Жанр ориентирует
потребителей в содержании изготавливаемых СМИ продуктов, облегчает им селекцию,
а значит, является механизмом упорядочения отношений между двумя сторонами
массовых коммуникаций. Согласно взглядам Р.Эндрю: «Жанры это специфические сети
формул, которые обеспечивают доставку признанного продукта ожидающему его
потребителю. Они гарантируют «изготовление» осмысленного продукта путем
регулирования связи зрителя с образом, и построения для него изложения.
Фактически, жанры конструируют зрителей, надлежащим образом подготовленных для
их восприятия. Они выстраивают желания, а затем представляют удовлетворение
того, что они привели в действие» [92].
Неоднократно отмечалось, что посредством производства «популярных» жанров СМИ
конструируют среду собственного функционирования. Причем подобное
конструирование становится способом контроля за этой средой. Однако
разграничение жанров, в общем-то признаваемое медиа, не является для них чем-то
абсолютным. Напротив, преодоление границ, безразличие к ним, их явное или же
латентное стирание является сегодня нормой работы СМИ, конкурирующих за
внимание граждан и стремящихся создать из них относительно устойчивую
аудиторию. Различие, скажем, между беллетристикой и не беллетристикой трудно
элиминировать. Но данное обстоятельство вовсе не препятствует тому, что жанры в
медиа тяготеют к интертекстуальности. Последнее не удивительно, учитывая давнюю
традицию, которая допускает художественные сюжеты (вымысел) на основе ситуаций
из реальной жизни или исторических событий, а требование реализма новостей
вовсе не препятствует, например, мифологизации событий. Ф.Шлезингер с
соавторами зафиксировали этот факт в ходе предпринятого ими анализа терроризма,
представленного как в новостных программах телевидения Великобритании, так и в
художественных произведениях [157].
Итак, жанры в равной степени определяются производителями и потребителями
медиа-контента, они идентифицируются функцией, формой и содержанием,
стандартизируют текстовые формы, способствуют их развитию, а также представляют
собой вспомогательные средства создания и интерпретации текстов, руководствуясь
собственной логикой, формами и языком. Тем не менее, они вовсе не равноправны.
В их совокупности четко выделяется некое «жанровое ядро», безусловный лидер и
доминант. Таким жанром и являются «новости».
Причем так сложилось исторически. Здесь достаточно напомнить, что именно газета
представляет собой архетип и прототип всех современных средств массовой
информации, а "новости" - это центральный компонент газеты (хотя далеко не
единственный). Еще в пятидесятые годы прошлого столетия радио и телевидение
следовали такой модели, помещая «последние известия» на ключевые позиции.
Сегодня ситуация поменялась. В «поле журналистики», как говорит П.Бурдье [4],
ныне телевидение задает стандарты и модели освещения событий, которым следует
пресса и пишущие журналисты. Печатное слово видимо навсегда уступило лидерство
динамичному, но вовсе не равноправному, союзу визуального образа и
произносимого слова. Не всегда возможно установить, кто в этой паре доминирует,
а кто является доминируемым. Чаще они следуют некоей единой логике подачи
информационного материала, порождаемой сложными взаимозависимостями и взаимными
влияниями в «поле журналистики».
По природе и функциям новости заряжены эгалитарным потенциалом: они обращены ко
всем только потому, что касаются не отдельных интересов или узких групп
интересов, но практически всех как членов государственного сообщества. Кроме
того, не просто СМИ, но как раз новостные программы телевидения и сводка
новостей на газетной полосе становятся тем «местом», где частные точки зрения
могут быть представлены для всеобщего сведения и для всеобщего же обсуждения.
Причем по проблемам текущей жизни, тех событий, которые случились сегодня,
иногда в непосредственной близости от зрителя и читателя, иногда чуть дальше.
Когда