Ви є тут

Правове регулювання соціального захисту громадян України.

Автор: 
Чутчева Ольга Геннадіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2003
Артикул:
0403U004142
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
СУБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1. Сравнительный анализ организационно-правовых механизмов
социальной защиты: мировой опыт

Современные системы социальной защиты в развитых странах являются продуктом
многолетнего процесса, который протекал параллельно с ростом эффективности
экономики этих стран. Система социальной защиты расширялась и развивалась
постепенно, и начиналось это развитие со сравнительно простых систем с низким
уровнем социального обеспечения.
В свете сказанного следует признать весьма полезным использова­ние уже
накопленного опыта социальной защиты населения в этих странах к реалиям
современной Украины. И здесь неоценимую помощь призвана оказать так называемая
теория конвергенции (от латинского — convergere — приближаться, сходиться)
[147, с.271].
Эта теория довольно широкое распространение получила в трудах социологов,
политологов и экономистов, усматривающих преобла­дающую тенденцию общественного
развития (50—70-е годы XX сто­летия) в сближении двух социальных систем:
капитализма и социа­лизма с их последующим синтезом в некотором смешанном
обществе, сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них.
К сожалению, эта тенденция в Украине долгое время была признана буржуазной и,
как таковая, отвергнута. Это положение касалось и юриспруденции: в Украине для
теории конвер­генции благоприятной почвы не нашлось.
Между тем в нынешних условиях перехода к рыночной экономи­ке эта теория
переживает свое второе рождение. Она стано­вится актуальной не только для
социологов, политологов и экономистов, но и для представителей правовой науки.
Для развития науки права социального обеспечения теория конвергенции полезна
тем, что нацеливает на использование уже готового положительного опыта
законотворчества и правоприменения, отвергая всякие попытки начать все с нуля.
Это в полной мере относится и к теме нашего исследования.
Анализ практики преодоления нуждаемости развитых стран позволяет сделать вывод
о том, что расширение системы социальной защиты, сопровождающее рост экономики
этих стран, осуществлялось в трех направлениях.
Во-первых, расширение сферы социальной защиты означает, что сначала система
социальной защиты помогала преодолевать нуждаемость, возникающую лишь
вследствие определенных социальных рисков. Со временем их число расширилось и
продолжает расширяться.
Во-вторых, расширение состава социально защищенных групп. Сначала система
социальной защиты охватывала только лиц наемного труда и лишь постепенно стала
распространяться и на другие, также нуждающиеся в защите группы людей (например
на ремесленников, определенные слои неработающих, находящихся в стадии
реабилитации и т.п.).
В-третьих, увеличение количества и повышение уровня услуг, предоставляемых
системой социальной защиты. Это значит, что количество предоставляемых услуг
было вначале ограниченным. С ростом экономического потенциала государства стало
возможным также постепенно повысить и уровень предоставляемых социальных
услуг.
Что касается конкретного построения отдельных ветвей системы преодоления
нуждаемости, то можно сказать, что имеются определенные альтернативные
возможности, которые соответственно согласуются с рыночной экономикой каждой
страны. Эта свобода маневра относится, в основном, к следующим аспектам:
организация; круг лиц, подлежащих социальной защите; объем и форма социальных
услуг; финансирование.
Для нас, в рамках проводимого исследования, представляет интерес практика
преодоления нуждаемости, связанная с участием в решении социальных проблем
государственных органов и органов местного самоуправления, негосударственных
коммерческих организаций и общественных организаций как социальных партнеров.
Прежде всего, необходимо рассмотреть особенности участия компетентных органов
государства в решении вопросов, связанных с преодолением нуждаемости, которое
реализуется, прежде всего, посредством таких организационно-правовых форм
социальной защиты как социальное обеспечение и государственное социальное
страхование. При этом нужно отметить, что взаимодействие социальных партнеров в
данном случае ограничивается, в основном, вопросами финансирования и, в
некоторых государствах, управления соответствующими фондами потребления.
Так, большая часть социальных предоставлений в Германии обеспечивается или
опосредуется государственными институтами, которые относятся к системе
государственного социального страхования. Система социального страхования
обеспечивает выплаты пенсий по старости, инвалидности и т.д. Пенсионное
страхование осуществляется раздельно для рабочих и служащих, существуют
отраслевые особенности их выплаты (действуют больничные кассы на промышленных
предприятиях, больничные кассы ремесленных гильдий и профессиональных
объединений и т.п.), а также региональные отличия. Особенностью обязательного
социального страхования в Германии является тот факт, что без увеличения
взносов застрахованного члены его семьи также получают страховку [190, с. 73].
Институтами социального страхования в Германии выступают также
благотворительные организации, частные страховые компании, которые в рамках
очерченных государст­вом полномочий конкурируют друг с другом. Институты
соци­ального страхования являются самоуправляющимися организациями и подлежат
государственному контролю.
Частные страховые организации страхуют, как правило, предпринимателей (по
немецкой терминологии - самостоятельных), врачей, художников, адвокатов и т.п.
от социальных рисков, однако с 1972 г. все лица свободных профессий име­ют
право также на государст