Ви є тут

Соціальність філософії мови Мартіна Гайдеґґера.

Автор: 
Пантелєєва Ірина Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000024
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА:
ОТ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕРМЕНЕВТИКИ К "ГЕРМЕНЕВТИКЕ БЫТИЯ"
2.1. "Историческая" герменевтика - источник и составная часть системы Хайдеггера
Исторически герменевтика представляет собой неоднородное явление. На протяжении ее истории меняются предмет и методы интерпретации. Изменяется и понимание самого процесса истолкования, роли в нем человеческого разума.
Согласно Шлейермахеру, герменевтика - это искусство правильно понимать язык (особенно письменный) другого человека. Она непосредственно связана с критикой. Хайдеггер отказывается от такого понимания герменевтики и трактует ее иначе.
Следует отметить, что характер и смысл герменевтики в разные периоды у Хайдеггера различны. Согласно Гайденко П.П., хайдеггеровская философия делится на два периода. Герменевтику раннего периода она называет "исторической", а герменевтику второго периода - "онтологической". Она так определяет это различие: "Историческая герменевтика идет от человека и его существования, последним горизонтом которого является историчность; герменевтика онтологическая идет от бытия и предлагает толковать историю как "судьбу бытия"[25,125]. Другие исследователи философии Хайдеггера (Михайлов А., Фалеев Е.) называют первый период творчества философа "феноменологической" герменевтикой.
Так что же представляет собой герменевтика Хайдеггера первого периода, представленная, прежде всего, в философском труде ученого "Бытие и время"? Обосновывая свое философское учение, Хайдеггер отвергает господствующее со времен Шлейермахера и Дильтея представление, что герменевтика - это только лишь искусство истолкования. Для Хайдеггера она представляет само собой истолкование, а не его методологию.
Что же исследуется посредством истолкования? Прежде всего предметом исследования у Хайдеггера является смысл бытия. В методологическом отношении Хайдеггер следует за Гуссерлем. А именно "бытие сущего" или "смысл бытия вообще" рассматривается как структура трансцендентальной субъективности, которая является онтологическим фундаментом всего онтологического. Как и Гуссерль, Хайдеггер отличает бытие от сущего. Тем самым исключает эмпирический мир, чтобы иметь возможность добраться к "самим вещам". По мнению Хайдеггера "отделение бытия сущего и экспликация самого бытия есть задача онтологии"[111,27], а способ изучения этого вопроса - "феноменологическим". "Этим данная работа не запродает себя ни какой-то "точке зрения", ни какому-то "направлению", поскольку феноменология не бывает и никогда не сможет стать ни тем ни другим, пока понимает себя. Выражение "феноменология" означает прежде всего методическое понятие,"[там же,27] - отмечает Хайдеггер.
Формулируя вопрос о смысле бытия, Хайдеггер учитывает и специфику способа бытия. Она состоит в том, что бытие не просто есть, но и истолковывает себя. Учитывая этот факт, феноменология предстает в работе "Бытие и время" в качестве герменевтической. "Феноменология, - пишет Хайдеггер, - есть герменевтика в исконном значении слова, означающем занятие толкования"[там же,37].
Герменевтика первого периода получает у Хайдеггера "первичный" смысл аналитики экзистенциальности экзистенции. Философ указывает, что его герменевтика "онтологически разрабатывает историчность Dasein как онтические условия возможности историографии." Герменевтикой она может быть названа только "в производном смысле: методология историографических наук о духе"[там же,38].
Сочетание "герменевтическая феноменология" несет значимую смысловую нагрузку и противостоит традиционному объяснению феноменологического метода Гуссерля. Смысл противопоставления определяется в процессе этимологического анализа самого термина "феноменология".
Во-первых, Хайдеггер отмечает основное значение греческого термина "phainomenon", который образован в результате субстантивации глагола, и который переводится посредством оборота "обнаруживать себя". В традиционном толковании термин обозначает "явление", "кажимость". Опираясь на изначальный смысл, Хайдеггер трактует его как "себя-в-себе-самом обнаруживающее". Тем самым философ противопоставляет свое значение термина общепринятому, как проявляющему себя посредством чего-либо иного. Применительно к раскрытию смысла бытия это означает, что он не может быть выведен ни из окружающего мира, ни из противостоящих человеку объектов.
Во-вторых, обозначение и выявление изначального смысла понятия "феномен" связано с обнаружением изначального смысла понятия "логос". Смысл этого понятия, по мнению Хайдеггера, выражается наиболее адекватно в понятии "речь". Существующие уже переводы ("разум", "понятие", "отношение" и другие) искажают подлинный его смысл. "Логос", по Хайдеггеру - речь, которая "дает видеть...от того самого, о чем речь". "Иначе говоря, посредством логоса осуществляется попытка доонтологического понимания, выяснение того изначального смысла, постижение которого есть необходимое условие всякого подлинного диалога, поскольку последний невозможен без наличия необходимого доступа к первичному источнику смысла"[177,118].
Используя феноменологический анализ "Бытия и времени", Хайдеггер определяет смысл человеческого существования, который заключается в доонтологическом понимании. На этом и основывается герменевтическая феноменология Хайдеггера. Итак, герменевтическая феноменология - это метод, сущность которого состоит в обозначении того, что "само-в-себе обнаруживает", с одной стороны, и истолковывается, с другой. Поэтому "взятая предметно-содержательно, феноменология есть наука о бытии сущего - онтология"[111,37].
Фундаментальная онтология у Хайдеггера носит трансцендентальный характер. Его вопрос о смысле бытия исходит из понимания бытия именно как трансцендентальной по сути. Такая фундаментальная онтология радикально преодолевает проблематику субъективности, и онтологическая тема бытия в мире представляет собой именно трансцендентальный принцип.
Относительно трансцендентального характера "Бытия и времени"