Ви є тут

Маркетинг хлібобулочних виробів

Автор: 
Сенішина Людмила Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U000098
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКТИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГА В ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
2.1. Мониторинг рыночных условий функционирования хлебопекарных предприятий
Современное производство в Украине можно охарактеризовать как экономику рыночно
- предпринимательской ориентации. Преимущество в ней отдается не экономическому
росту как таковому, а его эффективности, которая достигается умением быстро и
гибко приспосабливаться к современным условиям повышенного динамизма среды
функционирования предприятий.
Для проведения исследования на рынке хлебобулочных изделий Луганской области
были взяты 19 хлебопекарных предприятий, которые были сгруппированы по объему
производства и реализации выпускаемой продукции в три группы: крупные, средние
и малые (Таблица 2.1).
Таблица 2.1
Группировка хлебопекарных предприятий по объему производимой продукции
Группа предприятий
Название предприятия
Объем производимой и реализованной продукции, тыс.грн.
2001
год
2002
год
Откло-нение (+,-)
Темп измене-ния, %
Крупные
ОАО «Каравай» Луганский х/к № 4
35371,8
32606,1
-2765,7
92,2
ОАО «Каравай» Луганский х/к № 3
27914,8
23890,7
-4024,1
85,6
ОАО «Каравай» Краснолучский х/к
21015,2
17771,6
-3243,6
84,6
ОАО «Росток»
15109,3
11791,7
-3317,6
78,0
ОАО «Каравай»
Северодонецкий х/к
15670,2
14225,8
-1444,4
90,8
Продолжение таблицы 2.1
ОАО «Каравай»
Кранодонский х/к
13357,3
11366,6
-1990,7
85,1
ОАО «Каравай» Свердловский х/к
13396,0
11133,0
-2263
83,1
Средние
ОАО «Каравай»
Ровеньковский х/к
8528,0
6311,1
-2216,9
74,0
ОАО «Каравай» Антрацитовский х/к
7813,7
6546,2
-1267,5
83,8
ОАО «Каравай» Алчевский х/к
7312,6
5568,8
-1743,8
76,2
ОАО «Каравай» Луганский х/к №2
5108,8
4404,7
-704,1
86,2
ОАО «Каравай» Рубежанский х/к
5857,6
4619,8
-1237,8
78,9
ОАО «Каравай» Папаснянский х/к
5448,0
3991,8
-1456,2
73,3
Малые
Старобельский филиал ОАО «Каравай»
2654,0
2097,5
-556,5
79,0
ООО «Фирма Тандем»
2564,1
1474,6
-1089,5
57,5
СП «Укрвереск»
967,9
999,8
31,9
103,3
ЗАО «Айдархлебпром»
608,0
545,4
-62,6
89,7
Х\К Марковского РПО
511,7
557,4
45,7
108,9
ООО «Пегас»
468,1
502,0
33,9
107,2
К первой группе (крупные предприятия) были отнесены хлебокомбинаты, объемы
производимой и реализованной продукции составляют свыше 10 000 тыс.грн. Ко
второй группе (средние предприятия) был отнесены хлебокомбинаты, у которых
объемы производимой и реализованной продукции колеблются от 3 000 тыс.грн. до 8
000тыс.грн. К третьей группе (малые предприятия) были отнесены хлебопекарные
предприятия объемы производимой и реализованной продукции которой составляют
ниже 3 000 тыс.грн.
Результаты анализа динамики объемов производимой и реализованной продукции
свидетельствуют о том, что в 2002 году по всем крупным и средним хлебопекарным
предприятиям наблюдается снижение объемов производимой и реализованной
продукции до 20%. Среди малых предприятий наблюдается разброс темпов отклонения
как в сторону его снижения (Старобельский филиал ОАО «Каравай»- 21%, ООО «Фирма
Тандем» - 42,5%, ЗАО «Айдархлебпром» - 10,3% ), так и в сторону увеличения (СП
«Укрвереск» +3,3%, Х\К Марковского РПО +8,9%, ООО «Пегас» +7,2%).
Полученные результаты оценки динамики объемов производимой и реализованной
продукции хлебопекарными предприятиями Луганской области свидетельствуют о
необходимости более детального исследования рынка хлебобулочных изделий.
Эффективность маркетинга хлебопекарных предприятий зависит от того, как
руководство относится к полноте использования маркетинга на предприятии. Это
отношение характеризуется пятью составляющими маркетинговой ориентации:
направленность на покупателя, адекватность маркетинговой информации,
стратегическая ориентация, оперативная эффективность, маркетинговая
интеграция.
Результаты исследования использования маркетинга как концепции управления в
сфере хлебопекарной промышленности свидетельствуют о том, что в настоящее время
эта концепция принимается далеко не всеми руководителями хлебопекарных
предприятий. Это объясняется тем, что ведущей установкой при разработке
стратегических планов все-таки остается ориентация, прежде всего, на получение
прибыли путем приспособления технологии производства, его ассортиментной
политики к реальным возможностям предприятия.
Анализ отношения руководства исследуемых предприятий к необходимости
маркетинговой ориентации представлен в таблице 2.2.
Общее число баллов может быть от 0 до 30. Эффективность определяется по
следующей шкале: 0-5 – нет; 6-10 – плохо; 11-15 – средне; 16-20 – хорошо; 21-25
- очень хорошо; 26-30 – отлично.
Показатель отношения руководства к необходимости использования маркетинга в ОАО
«Каравай» составил 18 баллов, а предприятий Облпотребсоюза - 6 баллов, которые
говорят о недостаточном уровне понимания руководством необходимости внедрение
маркетинга. Это свидетельствует о том, что руководство исследуемых предприятий
недостаточно осознает необходимость использования комплексной системы
маркетинговой деятельности и поэтому функции маркетинга используются частично,
бессистемно и не оказывают содействие в полной мере повышению эффективности
работы этих предприятий.
Таблица 2.2
Оценка отношения руководства к необходимости маркетинговой ориентации
исследуемых предприятий
Вопрос
Баллы

Направленность на покупателя
Понимает ли руководство важность удовлетворения потребностей потребителей?
Руководство занято продажей товаров всем, кто хочет их приобрести
Руководство старается обслужить широкий спектр рынков и потребностей
Руководство обслуживает потребности четко определенных сегментов
Понимает ли руководство необ