Ви є тут

Екологічний фактор формоутворення в дизайні

Автор: 
Орлова Ольга Олександрівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000129
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В ЭКОДИЗАЙНЕ

2.1. Экологические составляющие процесса формообразования
Для экологического проектного подхода, который был обозначен в первом разделе, характерна установка на максимально полное и, в то же время, деликатное проектное освоение природной среды, на формирование небезучастного отношения к ее слагаемым. Можно также говорить о возникновении экологического диалекта языка проектной культуры дизайна, существенно отличающемся от технологического, системно-рационального диалекта, которому было свойственно явное равнодушие и даже неприязнь ко всему природному.

2.1.1. Фактор материала и технологий. Отказ от загрязняющих среду материалов (например, одноразовой упаковки) и уменьшение неконтролируемого потребления материальных продуктов является для потребителей одним из способов экономии природных ресурсов и охраны окружающей среды. Разработки в области усовершенствования упаковки с точки зрения экологического фактора ведутся во многих странах мира. Один из подобных проектов был реализован в Австрии.
"Центр упаковки Грац" специализируется на экологических системах упаковки [93]. Упаковочные материалы фирмы разрабатываются в сотрудничестве с научными коллективами университетов и внедряются в международных исследовательских проектах на предприятиях, специализирующихся на выпуске упаковочных материалов. При этом экологизируются не только традиционные процессы производства, но и разработаны абсолютно новые, соответствующие современным экологическим требованиям, технологии. Инновационные продукты фирмы успешно развиваются на рынке товаров [50].
Одним из интересных примеров использования природных материалов может служить работа дизайнера Яна Велтуизена (Австрия). В течение нескольких лет он создавал концепцию упаковки, которая бы могла удовлетворять экологическим требованиям, предъявляемым к емкостям для хранения косметических средств, например, соли или масла для ванны. Упаковка должна была соответствовать не только требованиям качества продукции, но и отвечать современным экологическим стандартам. Материалом для проекта послужили декоративные и бутылочные тыквы. Развитие формообразования данной проектной идеи основывалось на древнейшем, распространенном по всему миру способе использования тыквы, как емкости для пищи и воды. Семена этого годового растения высеваются в марте и ставятся для опыления в теплицу или на открытый воздух. В июле маленькие тыквы кладутся в пустые геометрические формы, в которых они растут от двух до трех недель (рис. А.14.1). После того как тыквы созревают и принимают заданную форму, их срезают, вычищают и сушат. Тыквенное масло, листья, семечки также используют в приготовлении косметических средств. В теплых странах этот процесс "выращивания упаковки" может происходить несколько раз в году [91]. Упаковка, которая производится самой природой, не только соответствует требуемым стандартам, но и обладает высокими эстетическими свойствами (рис. А.14.2).
Одним из вариантов использования в упаковке природного материала может служить целлюлоза. Применение целлюлозы, материала максимально удачно и легко усваиваемого в биосфере, открывает новые перспективы. В этой области уже существуют примеры, полностью соответствующие принципам экодизайна, как, например, биопластмассы из чистой целлюлозы. В представленном кресле из целлюлозы (рис. А.15.1 - А.15.3) выделены не только декоративные признаки материала, но и соответствие формы эргономическим нормам и требованиям, гармоничное единство частей и целого, органичная взаимосвязь элементов изделия, а также логичность пространственного строения формы. Все это, наряду с экологическим фактором, свидетельствует и об эстетическом качестве объекта [126].
В поисках проектных подходов, связанных с решением экологических проблем общества, объединение немецких дизайнеров "мюнхенская группа", для обеспечения безвредности и "безотходности" современных технологий предложила обратиться к природному принципу постоянного круговорота. Идея природного круговорота относительно существования живой и неживой природы позволила создать на ряде предприятий Германии замкнутые циклы по производству промышленной продукции. Такой замкнутый технологический цикл существует, например, на фирме "GRUNDIG", где цех по производству пластмассовых корпусов для радиоэлектронной аппаратуры при полной замкнутости своего производства абсолютно безвреден с точки зрения экологии [144]. Общепринято, что с экологических позиций дизайн телевизоров "LOEWE" является эталоном для всех производителей. Телевизоры "LOEWE" разрабатываются в "Дизайн-центре" г. Штутгарта и "Индустрифорум-дизайн", г. Ганновер, Германия. Электронные детали не имеют оболочки из пластмасс. В 1993 году вышел в свет прототип БИО-телевизора [147].
Известна и разработка дизайнера Филиппа Старка - портативного телевизора "Jim Nature" фирмы "SABA". Созданный из переработанной целлюлозы, корпус телевизора может по праву считаться самой экологичной его частью (рис. А.15.1). Следует отметить и тот факт, что материал оказал влияние на пластическое решение формы объекта, подчеркнув связь натурального материала внешней оболочки с искусственными, высокотехнологичными составляющими телевизора [139].
Анализ развития традиционных ремесел в различных регионах мира свидетельствует о бесконечном разнообразии методов и способов обработки местных природных материалов. Однако, все это разнообразие объединяет глубокое познание мастером того материала, из которого он создает предмет быта. Постоянная и неразрывная связь с материалом и техникой его обработки культивировала у мастера уважение и интерес к материалу, приучала считать материал одним из существенных элементов художественного произведения.
Трудность, а порой и невозможность замены одного материала другим в силу их региональной распространенности, а следовательно, и дешевизны, порождала необходимость овладеть максимальн