Ви є тут

Акантоцефали справжніх тюленів тихоокеанського сектору Антарктики

Автор: 
Стрюков Олександр Олексійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000595
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел 2
МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

Коллекционный материал для настоящей работы предоставлен нам профессором М. В. Юрахно, собранный им в ходе научно-промысловой антарктической экспедиции на ЗРС "Зубарево". С 9 декабря 1986 г. по 29 января 1987 г. в тихоокеанском секторе Антарктики (о-ва Баллени - море Дюрвиля) исследован 361 зверь, в том числе: тюленей-крабоедов - 247, морских леопардов - 67, тюленей Уэдделла - 28, тюленей Росса - 14 и южных морских слонов - 5. Из них заражёнными скребнями оказались 21тюлень-крабоед (217 акантоцефалов), 7 морских леопардов (97), 21 тюлень Уэдделла (1164) и два южных морских слона (более 1000 паразитов). У тюленей Росса скребни не обнаружены. В процессе работы над диссертацией нами изучался также материал от ластоногих Северного полушария, собранный М. В. Юрахно от лахтака Erignathus barbatus nauticus из Берингова и Чукотского морей (1966, 1967, 1976 и 1981 гг.), тихоокеанского моржа Odobaenus rosmarus divergens из Берингова моря (1966, 1976 и 1981 гг.) и сивуча Eumetopias jubatus также из Берингова моря (1981 г.). Исследовали также скребней от тюленя Уэдделла и рыб сем. Nototheniidae из атлантического сектора Антарктики (Южные Шетланды), переданных нам К. Ждзитовецким (рис. 2.1).
Все звери подвергались комбинированному методу неполных вскрытий особей и полных вскрытий их отдельных органов [103] с учётом рекомендаций С. Л. Делямуре и А. С. Скрябина [29]. Обнаруженные гельминты перед фиксацией в 70-градусном спирте помещались в пресную воду для умерщвления и полного расправления.

Камеральная обработка материала выполнена в лаборатории паразитологии на кафедре зоологии Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (г. Симферополь).
Скребни, вынутые из проб, тщательно очищались от слизи. Затем производилось измерение внешних признаков и подсчёт количества продольных рядов крючьев на хоботке с помощью бинокулярного стереоскопического микроскопа МБС-1. Для этого скребень помещался на специальный столик конструкции профессора А. С. Скрябина. Это приспособление позволяет добиться строго вертикального расположения хоботка к объективу микроскопа, что и облегчает подсчёт количества рядов крючьев на хоботке. Для изучения взаиморасположения внутренних органов черви просветлялись в молочной кислоте. Для более детального изучения внутреннего устройства скребни вскрывались. Вычлененные органы опускались в глицерин и после дополнительного просветления рассматривались под разным увеличением микроскопа. Для более точного измерения крючьев хоботка, а также соматических и генитальных шипиков готовились временные препараты. Помещённый в глицерин объект накрывался покровным стеклом и слегка придавливался, что позволяло хорошо рассмотреть корни крючьев и шипиков, погружённых в мягкие ткани. Яйца для измерения брались из матки, которая подвергалась микровскрытиям. Чтобы более чётко выявить среднюю оболочку яиц, их окрашивали метиленовой синью [124] и рассматривали при большом увеличении микроскопа МБИ-3 (окуляр К7х , объектив 40х).
Оригинальные рисунки выполнены при помощи рисовального аппарата РА-4, присоединяемого к микроскопам МБР-1 и МБИ-3. Обработка рисунков производилась на компьютере в программе Photoshop 5.5.
Подробному морфологическому анализу было подвергнуто 22 самца и 31 самка C. pseudohamanni от тюленя Уэдделла, 11 самцов и 44 самки
C. pseudohamanni от тюленя-крабоеда, 6 самцов и 19 самок C. pseudohamanni и 26 самцов и 22 самки C. bullosum от южного морского слона, 7 самцов и 22 самки C. bullosum, 7 самцов и 31 самка C. arctocephali, 7 самцов и 22 самки
C. hannae и 2 самки C. shackletoni от морского леопарда, а также 20 самцов и 31 самка C. erignathi от лахтака, 40 самцов и 55 самок C. validum от моржа, 20 самцов и 20 самок C. semerme и столько же C. villosum от сивуча. Для остальных антарктических червей установлены пол, стадия зрелости и особенности вооружения хоботка. Кроме этого исследовано вооружение хоботка 6 самцов и 14 самок C. pseudohamanni и 4 самцов и 8 самок C. hamanni от рыб Notothenia coriiceps.
Исследовались внешние и внутренние морфологические признаки.
1. Внешняя морфология.
Измерялись: а) пластические признаки: длина тела, туловища, длина и ширина бульбуса, задней части туловища, шейки, хоботка, длина и ширина острия и корня максимального крючка, длина соматических и генитальных шипиков, длина и диаметр вывернутой половой сумки у самцов, расстояние от последнего соматического шипика до конца тела, длина голой зоны, распространение соматических шипиков по брюшной стороне тела (%), процентная доля длины бульбуса от всей длины туловища, отношение длины тела к его ширине, отношение длины хоботка к его ширине.
Подсчитывались: количество продольных рядов крючьев на хоботке (КР), количество крючьев в ряду (КК), количество передних (КП) и базальных (КБ) крючков.
Кроме этого, учитывалось количество генитальных шипиков у тех видов скребней, у которых они явно отделены от соматических.
2. Внутренняя морфология.
У самцов измерялись: хоботковое влагалище, лемниски, семенники и мускулистый мешок. У самок - хоботковое влагалище, лемниски, длина половой системы, длина и ширина маточного колокола, матка и яйца.
Полученные данные обработаны биометрическими методами [11, 18, 64, 83]. По каждой выборке самцов и самок по всем исследованным признакам рассчитаны: среднее арифметическое (х), статистическая ошибка (Sx) и среднее квадратическое отклонение (?). В качестве показателя изменчивости использовался коэффициент вариации (CV) и его статистическая ошибка (Scv).
Ипользование CV в качестве меры изменчивости оправдано тем, что он даёт возможность сравнивать вариабельность признаков разной природы, устанавливать различия в степени изменчивости [95].