Ви є тут

Комунікаційна природа легітимаційних процесів.

Автор: 
Ніколко Мілана Володимирівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U000799
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. КОММУНИКАТИВНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЛЕГИТИМАЦОННЫХ ПРОЦЕССОВ.
Предложенная трактовка легитимационных процессов, как разновидности коммуникативных действий (L-конвенций), обязывает подробнее изучить существующие теории коммуникации. В современном гуманитарном знании коммуникативные теории занимают значительное место. Широко известны лингвистические, семиотические, социально-философские и психологические подходы к изучению природы коммуникации в обществе. Социально-философская направленность работы позволила сфокусировать интерес исследования на ряде коммуникативных теорий ХХ века. В свете изучения легитимационных процессов актуальной представляется прагматическая лингвистика Дж. Остина. Некоторые аспекты структурно-функциональной теории и системная интерпретация социальных процессов Н. Лумана позволят исследованию приобрести общую социальную направленность, а феноменологическая концепция Бергера-Лукмана будет способствовать выявлению тотальности и универсальности легитимирующих коммуникаций. Теория коммуникативного действия позволит определить место и роль легитимационных коммуникаций в современной политической системе. Особенность подбора теорий предполагает продвижение по пути изучения легитимационных коммуникаций от социо-лингвистических концепций к философским, что подготовит необходимую почву для осмысления реальных исторических типов L-конвенций в третьем разделе.
Как бы не разнились сегодня методологии и понятийные аппараты коммуникативных теорий, тем не менее, все они имеют общее происхождение. В конце XIX- начале ХХ столетия американский учений Ч.С. Пирс оформил теоретический конструкт новой науки о системах знаков - семиотики. Большое значение имеет тот факт, что Пирс не ограничился изучением только логических систем или систем языка говорения: семиотика занимается изучением любых знаковых систем. В процессе анализа ученый сформулировал основную позицию всех семиотических систем, как отношение предмет-знак-смысл. Предмет, являющийся объектом окружающего мира, кодируется с помощью знака-символа (слово, звуки, изображение); обращение к знаку или к предмету, вызывает в нашей памяти некий ряд ассоциаций - это и есть смысл.
Изучая системы знаков, созданные человеком, Пирс выделил их общие направленности. Двумя базовыми принципами существования и функционирования любой семиотической системы являются принцип отношения к объектам (знак должен соотноситься с предметами, качествами или отношениями окружающего мира) и принцип коммуникативности (знаки служат для установления связей между людьми и вступают во взаимодействие друг с другом). Эти два принципа, сформулированные Пирсом, получили свое дальнейшее осмысление в работах лингвистов и философов.

2.1. Процесс легитимации в контексте лингвистических теории коммуникации
В основе множества семиотических систем, наполняющих всю историю человеческого бытия, лежит язык как первосистема. Все остальные семиотические системы (миф, литература, культура, политика, научное знание) являются производными от языка, в них по-разному проявляются те или иные доминирующие функции, но структура заимствована у языка. Язык можно понимать как семиотическую метасистему, структурно тождественную другим производным.
С другой стороны, структура языка и способ осуществления речевой деятельности манифестируют особенности устройства человеческого сознания [1, С. 233]. В психологической аналитической традиции язык и возможность осуществления речевой деятельности полагаются базовыми характеристиками человека: "Язык в качестве первичной моделирующей системы является универсальным средством структурирования и передачи внутреннего опыта, стержневым феноменом культуры и, ..., основой всех форм познания человеком мира и самого себя" [80, C. 150]. Язык выступает как способ объективации содержания психической реальности с помощью знаков определенных семиотических структур. В то же время, язык нельзя понимать как нечто постороннее, внешний механизм для осуществления о-значения мыслей. Слова пронизывают нашу психику, обитают в мыслях и организуют мышление. Позицию языка в функционировании нашей психики трудно сравнить с чем-либо другим, он доминирует и осуществляет управление образами и представлениями. Господство языка осуществляется незаметно, оно растворяется в бесчисленных процессах объективации психического.
Психоаналитическая традиция определяет господствующую позицию языка не только в сфере сознания, но и в сфере бессознательного. Это проявляется в первую очередь в существовании привычных, устоявшихся годами форм языкового выражения. Определенные традиции именования и мыслительные привычки, оставленные в памяти, и неизменно возникающие при повторяющихся ситуациях, характеризуют не только отдельного индивида, но и значительные культурные консолидации.
Способность к кодированию образов, представлений, мыслей с помощью определенного набора знаков является базовой характеристикой человека. Эта способность детерминирует всю совокупность культурных феноменов, этических норм и артефактов, произведенных человеком. Коммуникация, понимаемая как процесс обмена знаками и их последующая интерпретация коммуникаторами, выдвигается в качестве онтологической характеристики человека. Изучение психо-лингвистических теорий позволит нам более подробно разобраться в сущности коммуникативной составляющей легитимационных процессов.

2.1.1. Структурирование действительности средствами языка
Предметы окружающего мира, природные и культурные феномены начинают свое существование в виде системы с того момента, как только возникает семиотическая метасистема - язык. Язык, как дихотомическая структура вычленения означаемого и означающего, способствует и разделению двух миров, и их объединению. Означающее выступает как субстанция, которая доступна восприятию. Это может быть слово, проговоренное или написанное, нарисованный предмет, жест, поза, интонация или мимика. Означаемое понимается как смысловое содержание знака, оно п