Ви є тут

Лівійсько-радянські відносини (1969-1991 рр.)

Автор: 
Аль-Арбі Мефтех аль-Хаялі
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001207
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ЛИВИЙСКОЙ ДЖАМАХИРИИ
ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1 СЕНТЯБРЯ 1969 ГОДА

2.1 Внешнеполитические аспекты " Третьей
мировой теории" М.Каддафи.
Приход к власти в Ливии 1 сентября 1969 г. группы молодых офицеров во главе М. Каддафи (полное имя ливийского лидера - Муаммар Бен Мухаммед Абу Меньяр Абдель Салям Бен Хамид Аль-Каддафи) стал не просто очередным военным переворотом, который был характерен для многих освободившихся стран во второй половине ХХ ст. Во многом он скорее всего напомнил египетскую революцию 1952 г. Подобная аналогия напрашивается не только потому, что Ливии, как и в Египте, был свергнут монархический режим, который олицетворял колониальное прошлое и закостеневшие феодальные структуры. Главное в том, что идеи, провозглашенные ливийским революционным руководством, полностью вписывались в концепцию арабского национально-освободительного движения символом которого в те годы был египетский лидер Гамаль Абдель Насер.
Уже в "коммюнике № 1", зачитанном по радио М.Каддафи утром
1 сентября, прозвучали лозунги - свобода, единство, социализм, ставшие символами Ливийской революции. В интервью египетскому телевидению
14 октября 1969 г. М.Каддафи так раскрыл смысл и содержание провозглашенных лозунгов: "Под свободой мы понимаем национальную независимость, которая исключает нищету, колониализм и присутствие на нашей земле иностранных войск и наличие иностранных баз... Под единством мы понимаем объединение всех арабских народов. Под социализмом мы понимаем исламский социализм". [11, 42] В этом высказывании практически присутствуют основные элементы философии нового лидера Ливии, его будущей модели пути развития ливийского государства и формирования его внешнеполитического курса.
Детальное развитие идеологические и философские взгляды М.Каддафи получили в " Зеленой книге", [11, 160] три части которой вышли в Триполи в 1976-1979 гг. Практически, заложенная в этой книге концепция, стала претворяться в жизнь после 2 марта 1977 г., когда в городе Себха на
III сессии Всеобщего Народного конгресса (ВНК) была принята "Декларация об установлении власти народа". Этот документ провозгласил создание Джамахирии "государства масс" и Ливия стала называться Cоциалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (СНЛАД). Источником законодательного устройства ливийского общества провозглашен Коран. В качестве же конституционной основы государственной деятельности (Конституция, как таковая, в стране отсутствует) в настоящее время следует считать "Декларацию прав человека в джамахирийском обществе", утвержденную 12 июня 1988г. Чрезвычайной сессией ВНК, и принятый на ее основе в марте 1989 г. закон "Об укреплении свободы". [89, 46] Кроме того, существуют многочисленные комментарии и разъяснения по поводу различных положений "Зеленой книги" и вышеуказанных документов.
Сам М. Каддафи в обращении к читателям изданной на русском языке "Зеленой книги" так характеризует свой труд: "Зеленая книга, созданная людьми, жила в россыпи чувств, мечтаний, подобно тому, как Коран был такой же россыпью идей, начертанных на древесных листьях, кости, коже и собранные халифом Османом. Она, подобно Торе, записанной на досках. Я лишь собрал эти бессмертные россыпи, объединив их в трех главах книги". [11, 14].

В первой части "Зеленой книги", которая называется "Решение проблемы демократии (Власть народа)", М. Каддафи анализирует существующие в мире политические системы, являющиеся, по его мнению, "порождением борьбы за власть" [11, 17]. Данная характеристика М.Каддафи политики идет в целом в русле традиционного подхода к этому понятию мировой политологической мысли. Ливийский политолог М.Х.Агеиль считает даже, что эта идея М.Каддафи "явилась итогом человеческого мышления". [89, 47]
Однако, говоря о механизмах проведения политики, лидер ливийской революции решительно восстает против традиционных в современном мире воззрений. [89, 20] Он критикует парламентскую, партийную, классовую систему современных обществ и утверждает: "В основе новой теории лежит власть народа без всяких форм представительства". [11, 42] Вместо парламентских форм правления предлагается система народных конгрессов и народных комитетов. По мнению М.Каддафи, только она способна преодолеть угрозу превращения демократии во власть "личности, класса, племени или партии". [11, 63]
Таким образом, суть концепции решения проблемы механизмов осуществления политики, заложенной в "Зелёной книге", состоит в реализации принципа "прямой демократии", то есть непосредственного участия народа /масс/ в принятии решений без таких посредников, как парламент, правительство, партия. При этом "подлинным Законом общества является либо обычай, либо религия". [11, 63] Основываясь на религии, включающей обычай, "общество само осуществляет контроль над собой" посредством системы народных конгрессов и народных комитетов. [11, 55]
На практике, начиная с 1973 г., система народных комитетов была введена не только на территории Ливии, но и за границей. Был момент, когда ливийские студенты, обучающиеся в разных странах, захватывали посольства своей страны, устанавливали контроль над деятельностью дипломатических миссий, ломая традиционные представления о формах и методах внешнеполитической деятельности государства.
Экстраполяция внутриполитических установок общества на внешнеполитическую деятельность государства не является чем- то новым.
Практически все революции новейшего времени порождали новые формы и методы внешней политики. Достаточно здесь будет вспомнить Октябрьскую революцию в России в 1917 г. с её теорией и практикой отмены привычных норм дипломатии. С точки зрения нашего исследования более важно, что понимает под внешней политикой государство революционная власть и кто, по её мнению, должен являться субъектом международных отношений?
На сегодняшний день существует множество точек зрения на функции внешней пол