Ви є тут

Історіогенетичний аналіз клініки психічних розладів у підлітковому віці.

Автор: 
Давидова Оксана Євгеніївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001535
129 грн
Додати в кошик

Вміст

ГЛАВА 2
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Объект и материал исследования

Материалом исследования являются данные клинико-психопатологического, клинико-анамнестического, клинико-статистического, историогенетического метода с включением данных клиники, символики фантазий и сновидений, структурно-аналитического метода анализа проективных тестов ("Несуществующее животное", рисунок семьи, рисунок человека, "Автопортрет"), психодинамического и клинико-этологического подходов исследования 149 мальчиков-подростков в возрасте от 14 до 18 лет, разделенных на 5 групп. К контрольной группе относились 30 психически здоровых подростков. Этнические группы выделялись на основании самоидентификации, отнесения к конкретным этносам родителями подростка. В основной клинической группе 101 подросток отнесен к славянскому этносу (украинцы, русские, белорусы) (67,8%), 42 подростка к тюркскому (крымские татары, казанские татары, турки месхетинцы) (28,2 %), 6 подростков к другим этносам (цыгане, греки, евреи) ( 4,0 %). Эти этнические отношения примерно соответствуют распределению этносов в популяции Крыма согласно последней переписи населения. В контрольной группе (30 респондентов) 21 подросток отнесен к славянским этносам, 7 подростков к тюркским этносам, два - к другим этносам. Среди подростков тюркского этноса все мальчики контрольной группы (7) и 40 мальчиков из основной группы подвергались в возрасте 2-2,5 года обрезанию и считали себя мусульманами, 20 подростков славян из контрольной группы и 76 из основной группы считали себя православными, но не помнили времени крещения.
Нозологические группы включали: больных с расстройствами зрелой личности и поведения (31 человек) (1 группа); больных страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ и алкоголя (25 человека) (2 группа); лиц, страдающих шизофренией и бредовыми расстройствами (30 человек) (3 группа); подростков с психическими расстройствами вследствие болезни, повреждения и дисфункции головного мозга (33 человека) (4 группа). Этнического предпочтения в зависимости от нозологии не было, то есть каждая из нозологических групп включала как представителей славянского, тюркского, так и других этносов. В группах это соотношение составило соответственно 17:7:1, таковы же соотношения в целом во всей выборке.
Критерии отбора пациентов для целей исследования были следующие:
- возраст от 14 до 18 лет- мужской пол, средний возраст 16,2 + 1,8 лет
- все пациенты наблюдались в стационарных условиях на базе Крымской Республиканской клинической психиатрической больницы № 1 и № 5, Севастопольской городской психиатрической больницы.
Все пациенты обследованы в период с 1999 по 2001 год.
2.2. Методы исследования психических расстройств подросткового возраста
2.2.1. Клинико-психопатологический метод. Пациенты были обследованы в полном объеме, с применением необходимых параклинических исследований - лабораторные, инструментальные (ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, КТ, ЭКГ ).
Диагнозы всем больным были верифицированы согласно исследовательским и дианостическим критериям психических и поведенческих расстройств Международной Классификации Болезней 10 пересмотра (МКБ-10). Анализировался преморбидный фон патологии, особенности инициального, манифестного периода. Динамика развития заболевания с учетом проводимой терапии была прослежена у 72 (60%) пациентов на протяжении 2-х лет. Катамнез позволил более уверенно установить клинический диагноз при сопоставлении первичной и отдаленной диагностики.и группе сверстников, адекватность поведения микросоциальной среде.
Объективный анамнез собирался со слов родственников, сослуживцев, друзей-сверстников. При этом учитывались данные о наследственной патологии в семьях, устанавливались особенности физического и психического развития больных, системы отношений в семье.
2.2.2. Структурно-аналитический метод анализа проективных рисунков. Использовались проективные рисуночные методики: "Несуществующее животное", рисунок семьи, рисунок человека, "Автопортрет", которые интерпретировались согласно классическим психологическим, психоаналитическим и психодинамическим подходам.
Выделены ряд общих принципов для анализа рисунков: размер рисунка, положение рисунка на листе, символическое структурирование пространства работы, степень нажима и толщина линий, вид изображения, наличие штриховки, соблюдение пропорций.
В рисунках "Человека" также выделялись: сравнительные размеры головы, шеи, туловища, рук и ног, ступней; правильность и детальность одежды.
В рисунках "Несуществующего животного" рассматривались: тематика фигуры, использование основных/дополнительных частей, использование готовых форм/множества элементов, вмонтирование механических частей, контуры фигуры, центральная смысловая часть фигуры со всеми элементами, несущая часть фигуры, дополнительные части фигуры; анализировалось сходство с конкретным животным или образом.
В изображении лица - "Автопортрете" - рассматривались характеристики основных черт лица (глаза, рот, нос, уши, подбородок), вид изображения - анфас или профиль, бюст или одно лицо.
Рисунок "Семьи" характеризовался наличием/отсутствием домашних животных, предметов и связи за руки между членами семьи. Рассматривалась схема и взаиморасположение семьи и расстояние между ее членами. Разработан специальный глоссарий символов проективных рисунков(см. приложение).
2.2.3. Психолого-психоаналитический метод анализа сновидений. При анализе сновидений мы опирались на следующие основные принципы.
А. Типология сновидений - отражающие реальные события; желания и фантазии; психодинамические процессы роста; инициационного характера; отражающие глубинные личностные конфликты и классические комплексы; описывающие архетипы; воплощающие переживания сексуального характера. Разработан специальный глоссарий символов сновидений (см.приложение).
Б. Оценка эмоционально-аффективной насыщенности, собственной роли в сновидении, самовоспр