Ви є тут

Технічна підготовка спортсменів у пляжному волейболі на основі біомеханічних моделей стрибків та переміщень

Автор: 
Горчанюк Юрій Андрійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001638
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Методы исследования
В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, поиск и использование информации глобальной компьютерной сети Internet, математическое моделирование, тензодинамография, видеосъемка, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, математическая статистика.
Анализ литературы позволил установить степень изученности проблемы, поставить цель, задачи исследования.
2.1.1. Метод видеосъемки.
Для анализа техники в настоящее время применяются различные методы, среди которых наибольшее распространение получили бесконтактные оптико-электронные компьютеризированные системы (стереофотограмметрические, кинематографические, видеографические). С их помощью определяются координаты опорных точек тела спортсмена и на их основе рассчитываются кинематические характеристики движения. Точность измерений таких систем определяется в результате метрологического тестирования с использованием различных тест-объектов с калиброванными параметрами. Полученные в результате последующих экспериментов данные используются в основном для количественного биомеханического анализа спортивной техники [226].
Анализ существующих разработок в биомеханике позволяет сделать вывод о том, что бесконтактные оптико-электронные методы видеокомпьютерного анализа имеют наибольшие перспективы относительно:
- внедрения в теорию и практику биомеханики движений человека;
- получения объективной количественной информации о двигательной деятельности;
- эффективного управления двигательной структурой сложнокоординационных упражнений у спортсменов высших разрядов;
- установления новых педагогических средств в управлении движениями [23].
Точность измерения при биомеханических исследованиях зависит от многих параметров. Поэтому рассмотрим различные методы с позиций точности измерений, что является очень важным аспектом планируемого педагогического эксперимента.
Стробоскопическая стереофотограмметрия: абсолютные погрешности определения трехмерных координат ?0,001м, скоростей - 0,05 м/с и ускорений - 1,5 м/с2. Однако стереофотограмметрические системы очень дороги, громоздки, негибки, требуют длительной и трудоемкой обработки исходного материала и могут применяться лишь в лабораторных условиях. На соревнованиях (особенно крупных) такие системы практически не применимы [226].
Киносъемка. Точность кинометода: абсолютные погрешности измерения составляют по перемещению 0,005 м, по скорости 0,1 м/с и по ускорению 6 м/с2. Преимущество биомеханической кинематографии по сравнению с фотограмметрическими методами состоит в возможности ее использования непосредственно в учебно-тренировочном процессе и на соревнованиях, так как здесь не требуется специальной организации условий съемки (затемнение, маркировка точек тела спортсмена лампочками). Недостатком является меньшая точность и отстраненность выдаваемой биомеханической информации вследствие разрыва во времени между измеряемым процессом и результатом [226].
Видеосъемка на видеопленку. Точность видеометода несколько ниже кинометода. Основное достоинство видеометода состоит в том, что к анализу можно приступать немедленно после видеосъемки, процедура которой достаточно гибка и позволяет широкую вариативность в установке видеокамер, что особенно важно в процессе соревнований.
Цифровая видеосъемка. Факторами, увеличивающими точность измерений координат с помощью видеоанализирующих систем, являются высокая разрешающая способность видеоаппаратуры, размеры и шаг измерения пикселя, качество видеоизображения. Этим требованиям удовлетворяет цифровые видеокамеры. С помощью метода видеосъемки определяются координаты опорных точек тела спортсмена и на их основе рассчитываются кинематические характеристики движения. Точность измерений таких систем определяется в результате метрологического тестирования с использованием различных тест-объектов с калиброванными параметрами. Полученные в результате последующих экспериментов данные используются в основном для количественного биомеханического анализа спортивной техники. Абсолютные погрешности измерений перемещений в диапазоне до 2,5 м составляют не более ±0,007 м, а скоростей - не более ±0,3 м/с в диапазоне измерений 0-25 м/с. Приведенные суммарные погрешности измерений перемещений и скоростей составляли не более 1,5 и 2,5% соответственно [226]. На наш взгляд, приведенные в работе Сучилина Н.Г., Аркаева Л.Я., Савельева B.C. [226] цифровые показатели не совсем точны, так как 1.5% от 2.5 м составляет 2.5х0.015=0.0375м, но не 0,007 м. Поэтому вопрос точности измерения при цифровой видеосъемке требует дополнительных данных.
Анализ различных методов получения изображений движений спортсмена показывает, что для данного исследования наиболее приемлема цифровая видеосъемка.
Технология использования компьютерной техники, биомеханические требования к цифровой видеосъемке, условия проведения эксперимента, методика оцифровки видеоизображений, обработка результатов проводились с учетом рекомендаций, изложенных в работах [10, 12, 23, 114, 115, 227].
Аппаратура для исследований.
Для биомеханического исследования и анализа движений спортсмена используются компьютерные системы "Takel 2D, 3D" (Япония), "Vicon-370" (Англия), "Peak-3D" (Канада-Германия), "Kinex" (Украина) [14], а также видеокомпьютерные комплексы [115].
В настоящих исследованиях использовался видеокомпьютерный комплекс, в комплект которого входит цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат. Их использование позволяет переносить изображение непосредственно на компьютер. В работе был использован комплект аппаратуры лаборатории дистанционного обучения Харьковского Национального университета "ХПИ" (рук. Фролов А. - мастер спорта по волейболу), который включал в себя: цифровая видеокамера Panasonic, цифровой фотоаппарат T30, персональный компьютер Pentium (ОЗУ - 256, процессор Pentium III, мон