Ви є тут

Особливості емоційної стійкості курсантів в процесі первинної військово-професійної підготовки

Автор: 
Злотніков Андрій Львович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U001958
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
ПЕРВИЧНОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В разделе исследуется динамика эмоциональной устойчивости у курсантов в
процессе первичной военно-профессиональной подготовки. Обосновываются методы
исследования, дается характеристика групп обследуемых, определяется порядок
проведения исследования. Определяется динамика эмоционального, мотивационного,
интеллектуального компонентов эмоциональной устойчивости курсантов, их сила
нервной системы, а также активность и работоспособность. Уточняется степень
зависимости эмоциональной устойчивости от ее структурных компонентов и
определяется взаимосвязь между ними. Исследуется стрессогенность особых условий
деятельности военнослужащих в процессе первичной военно-профессиональной
подготовки.
2.1. Первичная военно-профессиональная подготовка курсантов
как особые условия деятельности военнослужащих
Профессиональная деятельность человека, осуществляемая под воздействием
стресс-факторов, которые создают особые и экстремальные условия деятельности,
является одной из важнейших и неизбежных сфер его существования. Актуальность,
теоретическая и практическая значимость психологических исследований специфики
деятельности в особых условиях может быть обоснована, как минимум, двумя
аспектами: невозможностью исключения такого рода деятельности в принципе и
необходимостью создания оптимальных систем подготовки к ней персонала с целью
предотвращения негативного влияния условий деятельности на его психическое и
соматическое здоровье [5, 18, 22, 32, 72, 74, 75, 78, 83, 84, 85, 88, 90, 106,
108, 113, 134, 137, 139, 142, 143, 166, 179, 195, 198].
Условия деятельности - сложное объективное явление, влияющее на здоровье,
работоспособность человека, на его отношение к труду, экономические и другие
результаты производства [100]. Проявляются они в непосредственном или
опосредованном воздействии на человека в его трудовой деятельности, а также на
результат труда. Это воздействие оказывает влияние на: конечный результат
труда; состояние и самочувствие работающих; структуру трудовой деятельности;
характер противоречий между выполняемой задачей и условиями ее выполнения.
Эти негативные стресс-факторы, создающие экстремальные условия труда, являются
очень сильными эмоциогенными раздражителями [92], что делает их объектом
психологических исследований [5, 6, 7, 8, 22, 32, 33, 41, 46, 47, 48, 49, 55,
72, 74, 75, 78, 81, 83, 84, 90, 95, 107, 108, 113, 137, 139, 154 и т.д.].
В психологической литературе экстремальные условия определяются по наличию
агрессивного влияния на человека различных неблагоприятных и угрожающих
эмоциогенных факторов, которые вызывают повышенный уровень психологического
стресса. Так, Ф.П. Космолинский [73] указывает, что характерным для «аварийных»
эмоций, возникающих в экстремальных условиях, является наличие всех категорий и
всего комплекса стресс-факторов.
А.И. Мартынов определяет экстремальные условия деятельности как «такие условия,
при которых на человека действуют вредные и опасные производственные факторы,
угрожающие ему внезапной потерей здоровья, травмой, расстройствами, связанными
с превышением допустимого уровня стрессовой нагрузки, и которые, при
неблагоприятном стечении обстоятельств, приводят к патологическим изменениям в
организме» [95, с. 8].
Ю.А. Александровский, высказал мнение что на людей, находящихся в экстремальных
условиях, наряду с различными физическими поражающими факторами, действуют
«психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой комплекс сверхсильных
раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде реактивных
психогенных расстройств» [5 с. 4] даже у психически здоровых людей.
Стрессогенными экстремальные условия деятельности называют и К.К. Платонов
[131], А.И. Николов [119], Т.А. Немчин [116], В.Л. Марищук [92], Л.Г. Дикая
[46] и др. [79, 88, 89, 146, 133, 150].
Следует отметить, что в психологической литературе, помимо понятия
«экстремальные», иногда встречаются такие, как «особые», «затрудненные»,
«необычные» и т. д. условия деятельности. Например, Ю.М. Забродин [59]
предлагает разницу между этими понятиями определять степенью периодичности или
частоты действия экстремальных факторов, создающих условия деятельности. В
свете этого, по мнению автора, об «особых условиях деятельности» справедливо
говорить тогда, когда деятельность сопряжена с эпизодическим (непостоянным)
действием экстремальных факторов (или с определенной вероятностью их
возникновения), а об «экстремальных» – в случаях их постоянного действия [59].
Сходной мысли придерживается Л.Г. Дикая [47], которая полагает, что особые
условия отличаются от экстремальных меньшей интенсивностью и специфичностью
направленности на деятельность.
В некоторых публикациях также проводится грань между экстремальными и
сверхэкстремальными факторами. Например, В.Л. Марищук [92] среди воздействующих
на человека факторов (условий труда) различает параэкстремальные, экстремальные
и паратерминальные. В его работе эта дифференциация связана с выделением
различий в степени и динамике изменений физиологических и психологических
показателей работающего человека.
Н.И. Наенко [113] считает, что экстремальность можно представить как континуум,
который включает, как минимум, три степени ее выраженности, или следующие три
типа ситуаций: трудные, параэкстремальные, экстремальные. По мнению автора, для
всего этого ряда характерно постепенное нарастание экстремальности.
Большинством авторов понятия «особые» и «экстремальные» условия не разводятся,
употребляются как синонимы, и не делаются п