Ви є тут

Моделі та інформаційна технологія підтримки прийняття рішень з управління бюджетом регіону

Автор: 
Маломуж Тетяна Василівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002065
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ЗАДАЧИ АДАПТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТОМ РЕГИОНА

В настоящем разделе будут рассмотрены вопросы разработки математических моделей, описывающих динамику бюджетных процессов на уровне региона. Формальное представление таких процессов достаточно сложно, поскольку они характеризуются иерархичностью структуры, наличием большого числа обратных связей и взаимозависимых параметров. По этой причине для решения поставленной задачи будет использовано сочетание нескольких известных и апробированных на практике формальных подходов, что позволит более адекватно представить специфику задачи адаптивного управления региональным бюджетом. Для описания поведения регионального бюджета как системы в целом нами будут использованы: методы программно-целевого управления [57, 58] - для определения рациональных стратегий управления бюджетом с точки зрения достижения поставленных целей, а также выработки возможных сценариев их достижения, методы системной динамики [54, 55] - для формального представления бюджета как сложной динамической системы, методы теории оптимального управления - для определения наиболее эффективных управляющих воздействий на региональный бюджет, обеспечивающих реализацию разработанных стратегий [56].
Необходимость применения комплексного подхода к решению поставленной задачи обусловлена тем, что задача оптимального управления региональным бюджетом, как и большинство задач управления социально-экономическими системами носит слабоструктурированный характер и плохо поддается алгоритмизации. Поиск направлений решения указанного класса задач требует теоретического переосмысления, эмпирического анализа и практического воплощения технологии формирования и управления бюджетом и межбюджетными отношениями, разработки методов эффективного их регулирования. Ключевая роль при этом должна принадлежать использованию современных информационных технологий и методов искусственного интеллекта.

2.1. Основные положения программно-целевого управления

В наиболее общем случае стратегическое программно-целевое управление (ПЦУ) можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов, которые логически вытекают (или следуют) один из другого: анализ текущей ситуации, определение целей, которые необходимо достигнуть в процессе управления, выбор одной из возможных стратегий, реализующих достижение выбранных целей, реализация выбранной стратегии, оценка полученных результатов и контроль хода выполнения стратегии. При этом между ними имеются устойчивые обратные связи, характеризующие взаимное влияние как друг на друга, так и на систему в целом. В широком смысле под целью понимается ожидаемое состояние рассматриваемой системы, или тот результат, который должен быть получен благодаря ее функционированию. Цели, в соответствии с принципами ПЦУ, должны быть конкретными и достижимыми, отражать сущность ожидаемого эффекта, учитывать принцип оптимальности и обеспечивать комплексное решение проблемы [59].

Рис. 2.1 Структура процесса программно-целевого управления

В соответствии с [59], при практической реализации стратегического ПЦУ необходимо учитывать необходимость выполнения следующих принципов:
1) ПЦУ опирается на некоторое множество повторяющихся и взаимодействующих между собой параметров количественной и качественной природы, характеризующих состояние как самой системы и внешней среды;
2) Необходимо обеспечить достижение глобальной цели при оптимальной взаимосвязи всей системы локальных целей;
3) Цель высшего уровня не достигается непосредственно, а лишь через подцели, на которые она распадается;
4) Должна соблюдаться непротиворечивость целей подсистем одного уровня при максимизации критерия эффективности достижения глобальной цели;
5) Цель ПЦУ должна анализироваться с позиций сложной системы: необходимо учитывать различную роль и принципиально неодинаковый характер составляющих ее подсистем;
6) Система ПЦУ должна обладать функциональной целостностью и единством;
7) Качество решения задачи при использовании ПЦУ существенно зависит от объемов используемой информации;
8) Значимость всякого планируемого в ПЦУ действия зависит от того, насколько оно соответствует поставленным целям, что отражается в критерии эффективности.
Таким образом, для осуществления глобальной цели должен быть реализован ряд промежуточных, локальных целей, формирующих иерархию или дерево целей. Последовательность реализации таких подцелей определяется стратегией, или сценарием действий [58].
Согласно [57] сценарий - это план продвижения к необходимому и возможному будущему системы. Отличительной особенностью сценарного подхода является его многовариантность - т.е. допустимость рассмотрения нескольких альтернативных вариантов развития ситуации с учетом базисных сценариев. Группировка сценариев в классы дает возможность выбора наиболее рациональной стратегии воздействия на ситуацию. Получение широкого спектра вариантов развития ситуации позволяет полнее выявить критические ситуации для принятия решений, а также возможные последствия предлагаемых альтернативных вариантов решений с целью их сопоставления и выбора наиболее эффективного [51].
Основные стадии ПЦУ и структура процесса стратегического управления представлены на рис. 2.2. и 2.3.

Рис. 2.2 Взаимосвязь этапов и стадий управления в ПЦУ

Рис. 2.3 Структура процесса стратегического управления

2.2. Системологический анализ задачи адаптивного управления бюджетом

Анализ особенностей задачи управления бюджетом региона (п.1.3.) показывает, что эффективное управление им возможно только в случае сочетания принципов стратегического и оперативного управления. В этой связи, использование принципов ПЦУ применительно к решению задачи управления региональным бюджетом предполагает, что результатом ПЦУ являет