Ви є тут

Синтез системи управління діяльністю підприємств ринкової інфраструктури

Автор: 
Нестерова Наталія Анатоліївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002481
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЙ
РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА
Создание эффективной системы управления такими предприятиями рыночной
инфраструктуры, которые относятся к классу региональных центров развития
бизнеса, должно базироваться на определенной методологической основе,
выражающей сущность подхода к управлению деятельностью указанных объектов [40,
63]. В качестве такой основы автором в настоящей работе предлагается
использовать логистический подход [68].
Привлекательность логистической концепции заключается в ее интегративном
характере, объединении в единую систему логистических функций, реализуемых на
множестве потоков, имеющих различную природу, в результате чего возникает
некоторая целостная общность – логистическая система.
Таким образом, логистический подход дает новые стимулы совершенствования
теоретического и методического аппарата управления, на объекты которого
логистика позволяет посмотреть со своей, нетривиальной точки зрения.
2.1. Логистический подход к организации процессов управления деятельностью
предприятий рыночной инфраструктуры
В отечественной литературе широко распространено представление о логистике как
о научной области, предметом которой являются процессы управления материальными
потоками. Таким образом, логистика сформировалась как прикладная наука,
базирующаяся на системном подходе и рассматривающая комплекс функций
управления: планирование, организацию, контроль, координацию, которые должны
быть реализованы для обеспечения эффективности функционирования
производственно-экономической системы.
Однако в зарубежной экономической практике в последние годы можно встретить
более широкую трактовку предметной области логистики: к ней относятся процессы
управления информационными, финансовыми потоками, потоками рабочей силы и
оборудования. Появились понятия: банковская логистика, сбытовая логистика,
бизнес-логистика, коммерческая логистика, биржевая логистика,
предпринимательская логистика и т.д.
Сущность логистической концепции – поставка необходимого товара определенного
качества в нужном объеме, точно в срок и в заданное место – оказалась весьма
пригодной для организации бесперебойной работы японских конвейеров и немецких
производственных систем с их своеобразным национальным менталитетом,
отличающимся пунктуальностью и педантизмом. Полезность логистики в
отечественной экономической практике, которая характеризуется нестабильностью
условий переходного периода, состоит, прежде всего, в определении эффективных
методов и средств рационализации управления системами, которые могут быть
отнесены к классу логистических систем.
Рассмотрим вопрос о возможности и целесообразности представления объекта
управления – регионального центра в виде логистической системы.
Принципиальная схема логистической системы – регионального центра – и ее
окружения представлена на рис. 2.1.
Возникающие в сфере субъектов предпринимательской деятельности (СПД)
потребности учитываются органами государственного, регионального или
муниципального управления (УП) и опосредовано либо непосредственно в виде
заявок поступают в центр бизнеса регионального уровня (РЦ), который играет роль
своеобразного «мозгового центра» всей системы. УП может выступать по отношению
к РЦ учредителем, кредитором, инвестором, консультантом, администратором или
совмещать все эти роли. Региональный центр организует выполнение заявок,
привлекая для этого организации, обладающие соответствующим потенциалом (УСЛ).
Как правило, это региональные организации: ВУЗы, государственные службы и
органы управления, службы занятости, банки и страховые компании, налоговые
органы, торгово-промышленные палаты, коммерческие структуры и др.
Рисунок 2.1. Региональный центр и его окружение
Все контрагенты деятельности логистической системы взаимодействуют на основе
коалиционных принципов – разнокачественные, но совместимые структуры, они
действуют в области совместимых интересов, в течение срока, определенного
временем достижения единой цели, на основе договорных отношений, имеющих
характер коалиционного соглашения. Интегративные качества системы возникают в
результате временного сотрудничества разнородных субъектов деятельности,
которая протекает в конкретных социально-экономических условиях, определяемых
конкретным пространственно-временным континуумом.
Логистическая система обладает способностью к адаптации, обеспечиваемой
наличием обратных связей, возможностью маневрировать, свободой выбора. Как
видно из рис. 2.1, РЦ имеет развитые связи с внешней средой – финансовые и
информационные. Связи типа петель на рисунке отражают тот факт, что в процессе
функционирования РЦ наращивает собственный информационный и финансовый
потенциал, накапливает опыт и повышает уровень жизнеспособности.
Границы логистической системы определяются комплексом реализуемых функций (рис.
2.2).
Рисунок 2.2. Выделение границ логистической системы
на основе комплекса функций
Как видно из рис. 2.2, финансовые и информационные потоки друг друга в общем
случае не дублируют.
Финансовые средства, циркулирующие в логистической системе, работают по
принципу «деньги – товар – деньги» (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Круговорот финансовых ресурсов
в логистической системе
На рис. 2.3 использованы обозначения:
- кредиты, инвестиции, уставный фонд, формируемый учредителями центра;
- оплата за предоставленные услуги потребителем;
- финансовые средства, «поглощаемые» центром и пополняющие его потенциал;
- оплата услуг организаций, привлекаемых для удовлетворения потре