Ви є тут

Державна власність у трансформаційній економіці України

Автор: 
Камишанська Мирослава Олексіївна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U002483
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ТРАНСФОРМАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1. Характеристика государственного сектора в условиях рыночных отношений
Отличительной чертой смешанной экономики является активное вмешательство
государства во все сферы общественной жизни страны. Роль государства огромна,
несмотря на то, что она постоянно менялась. Так, классики экономической теории
считали, что вмешательство в функционирование рынка наносит ущерб хозяйственной
деятельности и препятствует экономическому росту. Английский экономист А. Смит
рассматривал экономику как сообщество товаропроизводителей, каждый из которых
действует самостоятельно, но под управлением "невидимой руки". Исходя из этого,
утвердилось представление, что экономические явления регулируются стихийными и
объективными законами. Взгляды А. Смита являются очень весомыми в экономической
науке, однако, время показало, что описанная им экономика никогда в мире не
существовала. Свободный рынок является лишь теоретической конструкцией,
необходимой для целей научного исследования закономерностей рынка как такового.
Но если и присутствуют элементы такого рынка, то далеко не все проблемы можно
решить по принципу "невидимой руки" и "laissez-faire" [122, 332].
В прошлом столетии появились два направления научных исследований в области
государственного вмешательства. Одно из них опирается на учение Дж. М. Кейнса и
его последователей (кейнсианство и неокейнсианство). Второе обосновывает
альтернативные кейнсианству концепции (неолиберализм).
Кейнсианская теория "регулируемого капитализма" лежала в основе практики
государственного регулирования экономики в 30-х гг. XX в. Дж. Кейнс исследовал
негативные проявления в экономике капитализма - наличие массовой безработицы,
депрессивно-кризисный характер развития экономики, неустойчивость
воспроизводства, инфляцию, хроническую недогрузку производственных мощностей.
При этом подчеркивал, что это не случайные явления, а закономерности
противоречивого характера развития капиталистического производства. В связи с
этим им была предложена модель динамичного общественного производства,
получившая известность как теория регулируемого капитализма. Эта теория
объединяла следующие положения: оценка стихийного рыночного механизма;
объяснение причин трудностей и противоречий капиталистической экономики;
рекомендуемая система мер по регулированию экономики. Дж. М. Кейнс отмечал, что
"государство должно будет оказывать свое руководящее влияние на склонность к
потреблению частично путем соответствующей системы налогов, частично
форсированием нормы процента и, возможно, другими способами" [58, 452], ибо,
"именно в определении объема занятости, а не в распределении труда тех, кто уже
работает, существующая система оказалась непригодной" [58, 454]. По этой
причине Дж. М. Кейнс считает, что "учреждение централизованного контроля,
необходимого для обеспечения полной занятости, требует, конечно, значительного
расширения традиционных функций правительства…Но все же остаются широкие
возможности для частной инициативы и ответственности" [58, 454].
Интерес представляют исследования Дж. М. Кейнса о взаимосвязи нормы процента и
нормы рентабельности. Норма процента по Кейнсу выступает низшей границей
рентабельности. Когда норма прибыли приближается к норме процента, инвестиции
становятся невыгодными, а при их равенстве они вообще невозможны. Поэтому Дж.
М. Кейнс считает, что для увеличения объема инвестиций, влекущих за собой
увеличение нормы рентабельности, государство должно взять на себя функцию
регулирования нормы ссудного процента и при этом создавать льготные условия для
частных предпринимателей. Дж. М. Кейнс делает вывод, что благодаря этим мерам,
становится возможным повысить предельную эффективность капитала, усилить его
деловую активность, повысить занятость населения.
Представителями теории неолиберализма являются В. Ойкен, А. Мюллер-Армак,
В. Репке, О. Рюстов. Им принадлежит идея сочетания принципа "свободы рынка" и
справедливого распределения по принципу "социального выравнивания". Впервые ее
концептуально изложил А. Мюллер-Армак в своей книге "Хозяйственное управление и
рыночное хозяйство" (1947 г.), в которой также впервые использовал термин
"социальное рыночное хозяйство". По характеристике В. Репке "социальное
рыночное хозяйство" - это путь к "экономическому гуманизму". Он писал, что этот
тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, централизму -
децентрализм, организации - самопроизвольность. По мнению Л. Эрхарда и его
единомышленников, доктрина "сформированного общества" - это поиск лучшего
"естественного экономического порядка", который можно достичь через создание
"социального рыночного хозяйства". Она основана на положении В. Ойкена о том,
что человеческому обществу присущи только два типа хозяйственных порядков:
"централизованно управляемый" и "меновое хозяйство", а также идеи о сочетании
этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных
исторических условиях ("смешанный" хозяйственный порядок) [91, 75-77]. В основе
модели социального рыночного хозяйствования, как считает В. Ойкен, лежит
частная собственность, "совершенная" конкуренция как ограничитель негативных
последствий господства частной собственности, а также рынок, как регулятор
производства при помощи механизма цен. Причем, на этом рынке отсутствуют
монополии. Успешное функционирование этой модели он связывает с устойчивым
денежным обращением, которое может нейтрализовать отрицательные хозяйственные
структуры.
В 70-е годы теория социального рыночного хозяйствования была дополнена новыми
положениями. Если клас