Ви є тут

Психологічні особливості формування професійних якостей офіцерів-вихователів у процесі фахової підготовки

Автор: 
Сегеда Олександр Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U002995
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Результаты психологического анализа особенностей подготовки и деятельности офицеров-воспитателей в особых условиях свидетельствуют о необходимости и важности исследования содержания и динамики профессиональных качеств. Исходя из методологических положений психологической науки, процедура исследования профессиональных качеств офицера-воспитателя проводится с учетом принципов психологии и на основе разработанной методики, включающей наряду с традиционными специальные методы, приемы и способы. Важной задачей исследования является обоснование комплекса значимых профессиональных качеств, их содержания, критериев и уровней сформированности. Она может быть решена путем отбора значимых профессиональных качеств, в наибольшей мере влияющих на результаты психолого-воспитательной деятельности. Ее решение будет более объективным, если при этом будут задействованы опытные офицеры-воспитатели, выступающие в роли экспертов. Основными критериями оценки сформированности качеств являются: осознанное понимание сущности, содержания и значения качеств; выраженное желание проявить качества на деле; стремление к постоянному их совершенствованию. Не менее важной задачей является исследование динамики уровней сформированности профессиональных качеств в разные периоды профессиональной подготовки с целью выявления качественных изменений в их содержании, а также определение зависимости уровней сформированности профессиональных качеств от вида сформированной мотивации.

2.1. Процедура исследования профессиональных качеств у офицеров-воспитателей

Процедура исследования психологических особенностей формирования профессиональных качеств офицеров-воспитателей в процессе их профессиональной подготовки к деятельности в особых условиях проводилась на основе научно-методологических и теоретических положений, изложенных Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, Г.Д.Луковым, К.К.Платоновым, М.И.Дьяченко, Р.Л.Кричевским, Л.Д.Столяренко, О.В.Киричуком, В.А.Романцом, А.А.Крыловым, С.А.Маничевым, Н.П.Волковой, Н.И.Шевандрином и др. Она сводилась к определению объекта, предмета, цели и задач исследования; выбору методов и методик исследования; определению критериев оценки уровней сформированности изучаемых качеств, анализу, обоснованию и изложению приемлемых приемов, условий и методики их формирования у будущих офицеров-воспитателей.
При исследовании психологических особенностей формирования профессиональных качеств офицеров-воспитателей в процессе их профессиональной подготовки учитывались предъявляемые к ним требования и выполняемые ими функциональные обязанности, эффективность реализации которых зависит от уровня сформированности изучаемых качеств, что в свою очередь обуславливает результативность психолого-воспитательной деятельности.
Исследование проводилось в три этапа: первый - теоретический; второй - экспериментальный; третий - интерпретационный.
На первом этапе, основываясь на данных научно-теоретического анализа литературных источников и психолого-воспитательной деятельности, изучались психологические особенности формирования профессиональных качеств у лиц, работающих с людьми вообще, и в частности, офицеров-воспитателей, определялась существующая система учета, развития значимых профессиональных качеств и условия их формирования и совершенствования.
В ходе второго этапа исследовалась динамика формирования, развития и совершенствования профессиональных качеств, необходимых офицеру-воспитателю для деятельности в особых условиях. С помощью констатирующего эксперимента определялись оптимальные механизмы и условия формирования профессиональных качеств у офицеров-воспитателей в процессе их профессиональной подготовки в периоды: перед началом обучения на курсах первичной подготовки; в ходе обучения; в процессе освоения должности офицера-воспитателя в воинской части. К исследованию привлекалось 212 будущих офицеров-воспитателей, которые проходили профессиональную подготовку в ХВУ.
На третьем этапе исследования на основе формирующего эксперимента проводился количественный и качественный анализ полученных результатов формирования профессиональных качеств у офицеров-воспитателей в процессе их профессиональной подготовки. Разрабатывались приемы и способы активного, целенаправленного воздействия исследователя на испытуемых с целью выработки рекомендаций по совершенствованию профессиональной подготовки офицеров-воспитателей для определения условий оптимизации формирования значимых качеств.
Для исследования особенностей формирования профессиональных качеств у офицеров-воспитателей в процессе их подготовки были отобраны следующие методы: анализ деятельности и полученных данных; экспертная оценка; изучение документов; беседы; анкетирование; наблюдение; методика оценки коммутативных и организаторских способностей "Опросник КОС", разработанный Б.А. Федоришиным; многофакторный тест Р.Кеттелла. При этом определялась валидность методик, включающая сведения об области исследуемых качеств, а также о степени их обоснованности. Надежность методик (тестов) определялась точностью психодиагностических измерений и степенью выявленных различий по тестовым результатам. Для этого определялась строгая регламентация процедуры исследования (соответствующая обстановка, условия подготовки испытуемых).
Для подтверждения выявленных закономерностей в динамике формирования профессиональных качеств у офицеров-воспитателей, проверки результатов внедряемых психолого-педагогических воздействий в процесс профессиональной подготовки нами использовались первичные и вторичные методы статистической обработки результатов экспериментального исследования. Выборочное среднее генеральной совокупности нами исчислялось по формуле:
,
где - выборочная средняя величина;
n - количество исследуемых в выборке;
xk - частные значе