Ви є тут

Соціально-психологічна адаптація учнів молодших класів допоміжної школи-інтернату

Автор: 
Проскурняк Олена Ігорівна
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U003049
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

2.1 Обоснование методики исследования социально-психологической адаптации умственно отсталых учащихся
Определение эффективных средств, способствующих социально-психологической адаптации умственно отсталых учащихся младших классов к условиям школы-интерната, предполагает изучение особенностей протекания этого процесса у детей. На решение этой задачи и был направлен констатирующий этап исследования.
В основу методики исследования на этом этапе было положено понимание сущности социально-психологической адаптации, показатели ее проявления, адекватные средства их изучения.
Под социально-психологической адаптацией умственно отсталых учащихся школ-интернатов мы понимаем приспособление к ее условиям в процессе установления устойчивых межличностных отношений между ребенком, педагогом и членами класса (группы) на основе общения. Показателями их социально-психологической адаптации в нашем случае выбраны: состояние психологического климата в классе, межличностные отношения, общение между учащимися, педагогами, другими членами коллектива. При этом мы учитывали, что существует взаимосвязь между межличностными отношениями и деятельностью учащихся, которая взаимосвязана и с деятельностью педагогов [152].
При определении сущности общения как активности субъекта, направленной на отношения с другими людьми, взаимодействия с ними, мы учитывали все его стороны: интерактивную, коммуникативную и перцептивную.
В процессе социально-пcихологической адаптации умственно отсталых детей задействованы все стороны общения: обмен информацией между учащимися, педагогами, воспитателями отражает коммуникативную сторону; взаимодействие между ними отражает интерактивную сторону; восприятие друг друга - перцептивную. Мы исходили из того, что формирование навыков общения должно учитывать все указанные его стороны.
При изучении проблемы социально-психологической адаптации умственно отсталых учащихся нами был использован системный подход. С этой целью была разработана ее модель.
Результаты анализа научной литературы, беседы с учителями и воспитателями, наблюдения межличностных отношений, общения в классе, позволили определить структурные компоненты социально-психологической адаптации учащихся младших классов специальных школ-интернатов (рис. 2.1).
Понятие "уровень адаптации" мы рассматриваем как характеристику социально-психологической адаптации умственно отсталых учащихся младших классов в условиях специальной школы-интерната. Мы выделили три уровня социально-психологической адаптации: высокий, средний и низкий, которые соответствуют трем стадиям адаптации. Результат адаптации отражает степень адаптированности.
Опираясь на результаты ученых (А.Н. Волжина, Ю.К. Субботина [38], Л.Х. Гаркави [43], Ф.З. Меерсона [120], Г. Селье [180], Т.Н. Лазоренко [99] и др.), мы исходили из того, что процессу социально-психологической адаптации, как и адаптации вообще, присущи три стадии: предадаптации, адаптации и постадаптации.
Каждая стадия имеет свою специфическую особенность. Так, И.А. Аршавский [11], В.Д. Розанова [11], В.И.Добрейцер [55], В.П. Загрядский
[65] сущность предадаптации видят в имеющейся реальной адаптации и готовности актов приспособления к будущему, которое реализуется при необходимости.

Рис. 2.1. Рабочая модель социально-психологической адаптации учащихся младших классов специальных школ-интернатов.
При социально-психологической адаптации умственно отсталых учащихся сущность стадии предадаптации заключается в подготовке ребенка ко второй стадии - стадии адаптации (психическое развитие, формирование коммуникативных навыков, усвоение правил общения) и в реальной возможности этого акта. Длительность стадии предадаптации находится в прямой зависимости от степени выраженности умственной отсталости: чем меньше выраженность умственной отсталости, тем короче стадия предадаптации.
Стадия адаптации в психологии рассматривается как основная часть приспособления к изменившимся условиям существования. Система организма, реагируя на изменение существенных для нее параметров среды, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих их существование как целого в изменившейся среде. В зависимости от уровня организации системы, механизм адаптации может включать как морфологические, так и поведенческие реакции (В.П. Казначеев [73], Т. Г. Дичев [53]).
Применительно к социально-психологической адаптации умственно отсталых детей эту стадию точнее будет назвать стадией коррекции адаптации. Сущность этой стадии заключается в том, что психические функции, реагируя на коррекционную работу, перестраивают свою деятельность. Таким образом, это позволяет обеспечить более полное функционирование психической сферы. Следствием этих изменений является бесконфликтное общение между членами коллектива, улучшение микроклимата в классе, что, в свою очередь, обеспечивает переход на третью стадию - постадаптации.
Стадия постадаптации по мнению таких ученых, как А.И. Волжин [38], Ю.К. Субботин [38], Л.Х. Гаркави [43], Г. Селье [180], В.В. Юрчук [215], Т.Н. Лазоренко [99] и др. представляет собой стадию истощения организма, которая может вызвать дезадаптацию, если в действие не включатся процессы компенсации, которые обеспечивают ему возможность адаптироваться к временным условиям среды.
Стадия постадаптации применительно к социально-психологической адаптации представляет стадию завершения самой адаптации. Однако, деятельность этой стадии зависит от степени выраженности умственной отсталости. У детей с наиболее низкими показателями умственного развития эта стадия проходит заме