Ви є тут

Соціально-політичні особливості інформаційного суспільства

Автор: 
Недбай В\'ячеслав Вікторович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U003237
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2.
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Воздействие информационных институтов на демократию
Бурное развитие глобальных информационных сетей в последние годы кардинально изменило образ жизни миллионов людей. Персональный компьютер перестал быть средством только для обработки информации и стал средством ее доставки и общения между людьми, существенно превосходящим по своим возможностям телевидение и телефон. Развитие информационной сферы сейчас напрямую связывается с "открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества" [70, с.15-19]. Возникли такие понятия как информационное сообщество или киберпространство. Лучшую характеристику киберпространства дает "Декларация Независимости Киберпространства": "Киберпространство лежит вне ваших границ. Не думайте, что вы можете построить его, как если бы оно было объектом государственного строительства. ... Киберпространство является делом естества и растет само посредством наших совокупных действий. ... Мы устанавливаем свой собственный Общественный Договор. Этот способ правления возникнет согласно условиям нашего, а не вашего мира. Наш мир - другой. Киберпространство состоит из взаимодействий и отношений мыслит и выстраивает себя подобно стоячей волне в сплетении наших коммуникаций. На мир одновременно везде и нигде, но не там, где живут наши тела. ... Ваши правовые понятия собственности, выражения, личности, передвижения и контекста к нам неприложимы. Они основаны на материи - здесь материи нет. Наши личности не имеют тел, поэтому, в отличие от вас, мы не можем достичь порядка посредством физического принуждения" [71].
Этот документ был написан основателем организации "The Electronic Frontier Foundation" (EFF) Дж.П.Барлоу и размещен в Сети в 1996 г. в ответ на попытку американского правительства ввести цензуру в Интернете. Целью данной Декларации стало отстаивание независимости всемирной паутины от государственных структур. По мнению Дж.П.Барлоу, киберпространство выступает в качестве своеобразной альтернативы обществу как таковому, так как оно уже не является тем, что мы привыкли считать социальной реальностью [72].
Киберпространство - это новая форма общественных отношений, но в то же время это продукт новейших технологий.
Современный этап развития общества характеризуется тем, что новые информационные технологии меняют качество и структуру предложений на политическом рынке, способствуют небывалому повышению плотности интерактивного взаимодействия элитарных и неэлитарных слоев. Насыщенность инфотрафика побуждает последних создавать неформальные плебисцитарные механизмы, встраивая в сложившийся политический дизайн сетевые отношения, которые постепенно начинают выступать едва ли не основным инструментом идентификации граждан, организации и координации их политического участия.
Совершенно очевидно, что отмеченные сдвиги во многом стимулированы углубляющимся по мере совершенствования информационных технологий и коммуникаций процессом "расширения знаний" и превращения их в необходимый ресурс эволюции политических практик и поля культуры [73, р.58].
Появление новых коммуникаций (поддерживаемых современными электронными СМИ) делает во многом иллюзорными политические границы. Способствуя изменению взаимоотношений между гражданам и властью и усилению "демонстрационного эффекта", коммуникации зачастую подталкивают людей к формам деятельности, не укладывающимся в правила национальной политической системы, а порой - и в рамки национальной политической культуры. Но, даже отвлекаясь от таких, в известной мере крайних, вариантов развития, нельзя не видеть, что современные коммуникации повсеместно нарушают привычные вязи между повседневной жизнью и закрепленным в национальной культуре опытом, побуждая людей прибегать к более широким и непривычным моделям политического участия.
Электронные коммуникации настолько активизировали межкультурное общение стран и народов, что уже можно с уверенностью говорить о начавшемся становлении геоменталитета современного мира, его политически значимых мегаценностей и ориентаций. Как справедливо отмечает Т.В.Андрианова, "в настоящее время культура, благодаря коммуникационным технологиям превращается в геокультуру" и играет все большую "роль в стратегической политике государств" [74, с.4].
Постепенно встраиваясь в современную культурную среду, Интернет и другие интерактивные электронные СМИ не только влияют на социальную дифференциацию общества (в частности, путем предоставления политическим меньшинствам непропорционально высокого представительства в Сети), но и, подталкивая людей к переосмыслению своего индивидуального и группового опыта, продуцируют у них новые ожидания, меняют саму структуру их политически значимых интересов. Более того, правомерно утверждать, что новые возможности перемещения информации современными телетехномедиумами обусловливают и возникновение неизвестного прежде типа жизнедеятельности - всех со всеми и одновременно порознь. Тот же эффект имеет и виртуализация политического пространства: переплетение реальности с вымышленными событиями и искусственно выстроенной информацией подрывает основы рациональной социальной и политической ориентации, порождая у человека элементы скепсиса и иронии в восприятии такого рода комбинированной действительности. Понятно, что, стимулируя утверждение новых способов культурного освоения политически значимой информации, современные коммуникации создают совершенно новую социальную атмосферу для развития политической жизни и воспроизводства культуры.
Следует отметить, что влияние данных процессов весьма неоднозначно. Взять, хотя бы неуклонно растущую роль средств и образов, характерных для шоу-бизнеса, при формировании представлений граждан о политике. В результате, как подчеркивает А.Дернер, в политической культуре информационного общества неизбежно складывается "культура политического развлечения", которая через создаваемы