Ви є тут

Стратегема сталого розвитку суспільства (соціально-філософський аналіз).

Автор: 
Горбань Олександр Володимирович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U003540
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
ОБРАЗОВАНИЕ - ОСНОВНОЙ ПРИОРИТЕТ СТРАТЕГИИ II УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Социально-философское исследование путей реализации устойчивого развития общества на конкретном уровне предполагает выделение основных приоритетов Стратегии так, чтобы уже сейчас они могли служить ориентиром действий ныне живущих поколений. Важно, в этой связи, в структуре существующей реальности найти те явления, развитие которых могло бы ускоренно формировать условия и основные структуры общества устойчивого развития.
Во втором разделе предлагается дальнейшее развитие идеи автора о реализации Стратегии II Проекта устойчивого развития общества, стратегемой (основным приоритетом, "ядром" Стратегии) которого выступает инновационный образовательный процесс.
В данном разделе собственно и содержится одна из основных задач диссертационного исследования - показать, что опережающее образование является стратегемой Проекта устойчивого развития общества в рамках Стратегии II. Эта цель реализуется посредством выполнения ряда задач:
- выяснение причин, оснований и путей преодоления мировоззренческого кризиса современной образовательной системы;
- исследование, исходя из определенных предыдущей задачей путей выхода системы образования из кризиса, основных направлений экологизации образовательного процесса;
- моделирование системы "опережающего образования" как стратегемы реализации Стратегии II Проекта устойчивого развития общества.
2.1. Мировоззренческий кризис образования

Известно, что основными источниками процесса становления мировоззрения выступают воспитание и рациональное мышление. Воспитание призвано формировать в человеке его духовный мир, высокие моральные ценности, базирующиеся на категориях добра и любви, сосуществования всего живого. Рациональное мышление ориентировано на поиски благ жизни, развитие науки и техники, технологий. Соотношение морального и рационального фундирует тип мировоззрения, уровень культуры, сознания, господствующих в том или ином обществе.
В связи с поисками "жизненных благ", ростом численности населения и т.п. явлений, рациональное может превалировать над моральным. Именно в этих случаях, если игнорирование морального аспекта велико, развивается пышным цветом бескультурье, необразованность, становятся типичными структурами личности такие черты, как неуемное желание вещей и наслаждений, доминантность, стремление быстрого и безграничного обогащения, расточительство, зависть, агрессивность, жестокость. Обобщенно это можно назвать бездуховностью и аморальностью. Но главное - разрушительные процессы в природе и обществе обуславливают внутреннее беспокойство человека, создают условия для неврозов, состояния всеобщего психоза. По данным психологии, поведение человека, лишенного внутреннего покоя, становится агрессивным, деструктивным, иррациональным [152, с. 112]. Все это вместе есть мировоззренческий кризис.
Мировоззренческий кризис, будучи формой выражения кризисного бытия социума в целом, проявляется в тех или иных состояниях личностного сознания и личностной экзистенции. И для общества, и для отдельного человека сегодня, как и раньше, не могут не стать предметом тревоги и проблемной озабоченности такие проявления кризиса, как господство бездуховности и бескультурья, мировоззренческая "всеядность", утрата идеалов и идеалоориентированности, ослабление гражданской позиции и чувства Родины, преобладание в обыденном сознании низкопробных вкусов и потребительской психологии, нарушение преемственности культуры и связи поколений, разрушение экзистенциальных оснований "древа жизни", питающих личностный стержень человека смысложизненными ценностными ориентациями [113, с. 84].
В сознании большинства людей кризис мировоззрения нередко рождает образ эпохи "бездомности". Они чувствуют себя "заброшенными" в чужой им, равнодушный и бессмысленный мир. Происходит тотальное отчуждение человека: от природы, социума, другого человека, культуры, образования, самого себя - своей родовой сущности. Психологическим подтверждением этого является констатация глубокого кризиса личностной идентификации. В образах искусства появляются: "лишние люди", "потерянные поколения", вводятся линии поисков смысла жизни героев, разгадок тайн "русской души". И при всем этом особенностью современности оказывается именно то, что данное состояние приобретает тотальный характер повседневности, свидетельствуя со своей стороны о необходимости устранения мировоззренческого кризиса, преодоления многообразных форм отчуждения человека в современном мире [10, с. 105-123].
Скорее всего, разница между рациональной и моральной составляющей была и будет всегда. Она и раньше часто достигала большего уровня, чем сейчас, порождая мировоззренческий кризис. Но в прежние времена и эпохи бескультурье, бездуховность, необразованность и прочие подобные явления, хотя и искажали первозданную картину природы, но не могли достигнуть изменения ее основ. Сейчас же ситуация кардинально иная: бескультурье, необразованность, мировоззренческое ослепление в сфере терроризма ставят под угрозу само существование природы и человечества как ее части. Приходится вновь (в который раз в истории человечества!), но теперь уже в связи с экологической безопасностью, выяснять истоки мировоззрения, его структуру и ставить вопрос о необходимости его корректировки и модернизации в новых условиях.
Парадоксальность сегодняшней ситуации в том, что, в большинстве своем, каждый отдельно взятый человек является экологически сознательным (осознающим важность высокой экологической культуры для здоровья и жизни), однако общество в целом живет и действует по принципу самоубийства. Такова модель индивидуального и коллективного сознания.
Формированию такого поведенческого релятивизма, а точнее релятивного коллективного сознания, которое является почему-то более низким, нежели индивидуальное, в значительной степени содействует сложившаяся система образования, ибо именно она провоз