Ви є тут

Імператив і модуси сучасної наукової раціональності

Автор: 
Товарниченко Володимир Олександрович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004162
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МОДУСЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
2.1 Модус современной естественнонаучной рациональности
2.1.1 Особенности становления современной естественнонаучной рациональности.
Прямолинейность развития науки и универсальность классической рациональности не
вызывала сомнения. Но именно развитие науки привело к научной революции,
которая произошла в начале ХХ века и вызвала крах классической научной
рациональности. Последующее развитие методологической мысли привело к отходу от
классицистского монологического постулата, к признанию возможности различных
исходных интерпретационно - моделирующих “картин мира” получивших развитие в
постклассических моделях рациональности.
Научная рациональность зависит от состояния науки и продолжает
эволюционировать вместе с ней. На смену модусу классической рациональности
приходят новые модусы рациональности, сохраняющие лишь отдельные элементы
прежних.
В конце XIX - начале XX века становится ясно, что наука и сопутствующие ей
технологии дают как экономическое, так и военное превосходство тем обществам,
которые ими обладают. В следствие возрастающего спроса на научные достижения
возрастает количество ученых и происходят революционные изменения в физике. В
классической науке для решения задачи было необходимо получение формулы, что
способствовало развитию математики. Но именно в ходе развития математического
знания возникает неевклидова геометрия, математический аппарат усложняется, и
при этом теряется однозначное соответствие математической формулы и физического
процесса. Одна и та же формула может описывать различные физические процессы.
Это приводит к обобщению классического рационализма.
“Теория относительности, исходя из принципа постоянства скорости света, вскрыла
новые стороны закона причинности, действующего в природе” [47,C.77]. Хотя, как
отмечал Эйнштейн А., “теорию относительности часто критиковали за то, что она
неоправданно приписывает центральную теоретическую роль явлению распространения
света” [240, C.24]. Пространство и время стали рассматриваться как единая форма
существования движущейся материи. Поле приобретает материальную природу, но
подчиняется иным законам, нежели вещество, и не сводится к законам классической
механики. Взаимосвязь между массой и энергией находит выражение в формуле
E=mc2. Теория относительности подготавливает гносеологическое принятие
квантовой механики, разрушая надежды построить законченную механическую картину
реальности. Ибо как справедливо отметил создатель квантовой теории Планк М.,
“всякий, кто принимает механистическое мировоззрение в качестве постулата
физического мышления, никогда не примирится с теорией относительности” [161,
C.63].
Принцип дополнительности, введенный Бором Н. в физике, имел внефизические
корни, но ожидаемая область его применения ограничивалась не только физикой.
Бор осознал психологическую глубину своего принципа, когда один из его детей
сильно провинился, а он не смог выбрать надлежащего наказания. Требования любви
и справедливости исключали друг друга. Выдвинутый Бором Н. принцип превратился
в краеугольный камень новой эпистемологии. Универсальность принципа
дополнительности привела к тому, что размышления Бора о внефизических
приложениях концепции дополнительности принесла пользу и самой физике [215,
C.196].
Развитие термодинамики необратимых процессов приводит к появлению в описании
природы статистических и вероятностных методов. В отличие от классической
механики, процессы которой не изменялись при изменении направления времени, в
термодинамике появляется необратимость процессов связанная с возрастанием
энтропии в направлении от прошлого к будущему. Это означает, “что необратимое
термодинамическое изменение есть изменение в сторону более вероятных состояний,
и что состояние – аттрактор есть макроскопическое состояние, соответствующее
максимуму вероятности” [172, C.177].
В биологии возрастает роль генетики и молекулярной биологии как фактора
интеграции, возрастает роль межотраслевых теоретических исследований. Изучая
любую тему, фигурирующую в физике или другой науке, нельзя забывать, что каждое
ее “частное выражение есть один из аспектов общей идеи, различным образом
представленной в работе физика или биолога, и принимающую здесь некоторую
специфическую форму” [215, C.197].
Методы физики проникают в другие науки. С помощью аппарата квантовой механики
были систематизированы экспериментальные данные о физических и химических
свойствах материи, “а также проложен путь к интеграции биологических знаний с
физико-химическими” [200, C. 204].
Несмотря на существенную модернизацию рациональности XVIII – XIX веков, наука
первой половины ХХ века, по сути дела, основывалась на принципах рационализма
Канта, Гегеля, Фреге, Рассела.
Водоразделом старых и новых рационалистических технологий является
информационная революция, новая технократическая волна последней трети ХХ века.
Именно в это время стало ясно, что на смену старым формам приходят
компьютерные. Решение всех без исключения социальных проблем – от научных до
этических совершаются при помощи ЭВМ. Есть смысл обозначить эти формы
рациональности новым термином – компьютерная рациональность и рассмотреть ее
сущность хотя бы в общих чертах:
Три основных постулата лежат в ее основе:
1. Решить проблему – значит составить программу получения результата.
2. При использовании программы можно обойтись без формул, используя численные
методы.
3. Большинство проблем решается с помощью компьютеров, которые становятся
основной составляющей производственного процесса, наряду с человеком.
В науке усложнение математического аппарата приводит