Ви є тут

Дизайн архітектурного середовища історичних кварталів міста

Автор: 
Нагорний Павло Анатолійович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
3404U004372
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
АРХИТЕКТУРНО - ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
2.1.Предпосылки формирования городского оборудования
исторического центра
Харьков был основан в 1654 г. как сторожевой пункт на возвышенном пла-то в водоразделе рек Харькова и Лопани. В 1656-57гг. была построена деревянная крепость с 10 башнями, имевшая четырехугольную форму, располагавшаяся на территории современной Университетской Горки. В 1660-62гг. крепость допол-нительно укрепили с южной стороны острогом (ныне на этом месте расположена площадь им. Розы Люксембург). Параллельно берегу Лопани внутри крепости была проведена главная дорога (ныне ул. Университетская). Дороги, связавшие крепость с соседними поселениями, определили расположение городских ворот и направление будущих главных улиц города [67,68]. Застройка Харькова в сере-дине XVII - начале XVIII вв. концентрировалась вокруг крепости и на прилегаю-щих берегах Лопани и Харькова. Усиление административно-хозяйственного значения города привело к увеличению населения и расширения территории. К сер. 80-х годов XVIII в. население города составляло более 11 тыс. чел. По указу Сената "Об упорядочении застройки городов" в 1785г. губернский архитектор П.А.Ярославский составляет план города, который послужил основой для даль-нейшего развития планировочной структуры города. Он закрепил исторически сложившуюся радиальную планировку, определил основную сетку улиц запад-ных и северных районов города, а также наметил характер планировки Захарь-ковской стороны (Рис.2.1,а) [67, 69].
В 1787г. П.А.Ярославский pазpабатывает новый "План губернскому городу Харькову с пригородными слободами", развивающий основные положения пре- дыдущей схемы. Территориально город делится на 3 части: Город (крепость и примыкающее к нему предместье), Залопанская и Захарьковская части. На востоке гоpод ограничивала Конная площадь (ныне площадь Восстания), на западе - архиерейская левада (район современной Привокзальной площади). Основными композиционно-планировочными осями, выходившими из централь-ного ядра, были: ул. Сумская, направленная на север, Екатеринославская (ныне - Полтавский шлях), направленная на запад, и Московская (ныне - Московский проспект), ориентированная на восток. Выделяются 3 кольца улиц, расположен-ные между реками Лопань и Харьков. Планировка районов Залопанья и Захарь-ковья принципиально различна. Район Залопанья, композиционно-планировоч-ной осью которого является Екатеринославская улица, имеет жесткую прямо-угольную сетку улиц. Район Захарьковья расположен вдоль Московской улицы. Сложившаяся структура улиц Захарьковской слободы, носившая нерегуляpный хаpактеp, была сохранена без изменений (Рис.2.1,б) [67].
Т.о. для гоpода было характерно соединение местных традиций и новых регулярных принципов проектирования городов. К началу XIX в. г. Харьков превратился в крупный торгово-ремесленный центр юга России. В связи с интенсивным ростом города предпринимались попытки упорядочить его планировочную структуру. В 1812 г. губернатором Бахтиным было заказано 10 экземпляров образцовых проектов разбивки городских кварталов, разработанных в Ст.-Петербурге архитектором Гесте [70]. В 1822г. был составлен и утвержден новый городской план. Границы города были значительно расширены. Оконча-тельное закpепление получает ось запад-восток, фланкированная вытянутыми в плане площадями: Тюремная площадь (ныне Привокзальная) в конце улицы Екатеринославской, Вознесенская и Скобелевская площади (ныне пл. Фейерба-ха и Руднева) - перпендикулярно Московской улице (Рис.2.1,в). Это отражало классицистическое стремление к симметричной планировке города [71]. В районе Залопанья разбивка прилегающих к Тюремной площади кварталов была изменена в соответствии с особенностями ландшафта (наличие цепи водоемов вдоль старого русла Лопани): траектория улиц была изломана, кварталы укрупнены. В Нагорном районе (бывшее северное предместье крепости) по линии внешнего пояса городских укреплений была проведена улица (ныне ул. Скрипника) и началось образования следующего кольца кварталов [72,73]. В 30-х гг. начинаются масштабные работы по упорядочению планировки и застройки губернских городов. В 1837г. в Харькове был создан Строительный комитет и введена должность городского архитектора. Строительный комитет строго регламентировал разбивку кварталов на земельные наделы, планировку участков и застройку. Возводить дома разрешалось только по "образцовым" проектам, разработанными в Санкт-Петербурге архитекторами А.В. Квасовым, А.Д. Захаровым, В.П. Стасовым и др. На Московской и Екатеринославской улицах строительство деревянных домов было запрещено [68,69,74]. К середине XIX в. рядовая застройка кварталов, прилегающих к центру города, состояла из двух-этажных каменных домов (редко- трех-, четырехэтажных) из красного кирпича, обмазанных глиной, под железными крышами и деревянных домов в 1-2 этажа на каменном цоколе с железными крышами. При этих домах были обширные (до 40x30 м.) дворы. На центральных улицах (Московская, Сумская) застройка была компактнее (размеры дворов не привышали 12х10м.) [69,75,76]. Кварталы более удаленных районов (Подол, Захарьковье) были застроены деревянными домами в 1 этаж, крытых деревянными крышами и хатами-мазанками под соломенными крышами [67,69]. Произошедшие к середине XIXв. изменения планировочной структуры зафиксированы в "Плане г. Харькова и его выгона" 1853г. План был составлен партией межевых топографов под руководством Сумарокова. Согласно этому плану расширялись границы города северном и западном направлении [77,78,79]. Сложившаяся планировочная структура улиц центpальных pайонов оставалась без изменений. К середине XIX в. система планировочных узлов центрального района получила вертикальное закрепление. Силуэт центра города, выделенный рельефом, в 40-х гг. дополняется вертикальной доминантой Успенского собора, построенной архитектором Васильевым, которая объедини