Ви є тут

Зміст і методи навчання історії в школах Йорданії.

Автор: 
Саад Халаф Сулейман Альхунетті
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2004
Артикул:
0404U004910
129 грн
Додати в кошик

Вміст

Раздел III. Дидактические основы совершенствования
методов обучения истории в Иордании.
3 .1. Метод обучения как многомерное явление.
Классификация методов обучения.

До принятия плана педагогического развития, т.е. до 1987 г., наиболее распространенными в школах Иордании были словесные репродуктивные методы: лекция и рассказ. Это было связано с тем, что основное внимание уделялось предоставлению учащимся информации, недостаточно внимания уделялось на развитие их мышления, формирования умений, таких, как анализ, сравнение, умение дать оценку и умения самостоятельной работы. В учебниках содержалось много второстепенных сведений, информации о конкретных событиях, поэтому не хватало времени, чтобы полностью изучить весь учебный материал.
Общеизвестно, что при использовании репродуктивных методов основную учебную информацию учащиеся получают только от учителя, не принимая активного участия в процессе обучения.
С 1984 по 1987 г. проводился ряд исследований по проблеме использования методов обучения в преподавании социальных предметов, одно исследование, выполненное Амбар М. в 1984 г., было посвящено проблеме "Влияния исследовательского метода и метода дискуссии на развитие умений дедуктивного и индуктивного мышления учащихся 9-го класса при обучении истории".
Автор приходит к выводу, что учащиеся групп, в которых учителя использовали названные методы, усваивали материал более успешно[21,c. 75]. В других исследованиях по этой проблеме отмечается:
1. Репродуктивные методы - самые распространенные методы в школах Иордании. Учителя редко задают проблемные вопросы или проводят дискуссию. [19, c. 43-45; 23, c. 41; 101, c.185].
2. Репродуктивные методы не обеспечивают необходимого уровня знаний учащихся, у них не формируются творческие умения[14, c. 36].
3. Редко применяются наглядные и практические методы обучения.
4. Контролирующие органы не позволяют разнообразить методы обучения[23,c.42;25,c.23].
В связи с этим возникла острая необходимость совершенствования методов обучения. На съездах педагогического развития в Иордании отмечалось, что важно использовать такие методы, которые способствуют развитию мышления учащихся, формируют умения решать проблемы, анализировать, развивают творческие способности[109,c.7-8;74,c.13;5,c.26;136,c.63-64]. В частности, обращалось внимание на разработку дидактических основ применения таких методов как метод проблемного вопроса, зондированного вопроса, решения проблем, дискуссии, работы с историческими документами и т.д.
Для решения проблемы эффективности применения методов обучения целесообразно выявить дидактическую сущность такой категории, как метод обучения, рассмотреть классификации методов обучения, разработать условия эффективного применения методов обучения в процессе изучения истории.
Первоначально определим понятие " метод обучения". Слово "метод" в переводе с греческого языка означает исследование, способ, путь к достижению цели[125,c.225].
Под методами обучения понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования.
Как отмечает И. П. Подласый, в методе обучения проявляются цели учебно-познавательной деятельности; пути, которые выбирает педагог для достижения этих целей, способы сотрудничества, содержание обучения, активность участников учебно-воспитательного процесса и т.п.[121,c.113].
Мы исходим из того, что метод обучения является сложным, многомерным, многокачественным образованием.
Разделяем точку зрения А. Н. Алексюка относительно того, что одна короткая дефиниция не может всесторонне отобразить сущность такого многомерного педагогического явления как метод обучения[6,c.48], мы считаем необходимым определение сущности данного понятия через раскрытия его структуры. Рассматривая методы обучения, ученые выделяют внешнюю (формальную) сторону методов обучения и внутреннюю (содержательную) сторону.
Внешнюю или формальную сторону характеризуют: 1) словесно-слуховая форма обучения; 2) различные формы применения наглядности; 3) практические работы учащихся как важная форма обмена информацией с учителем; 4) разнообразные внешние приемы, которые используют учителя; 5) организация управления учебно-познавательной деятельностью учащихся и контроль знаний, самоуправление и самоконтроль со стороны школьников[6,c.36-37].
К внутренней или содержательной стороне относят: 1) движение содержания основ наук, техники, искусства, которые преподаются; 2) логическая сторона умственной деятельности учащихся, соответствующая логике определенной науки, а также возрастным особенностям учащихся; 3) психологическая сторона метода, присущая любому педагогическому процессу: а) различные виды и уровни учебно-познавательной деятельности учащихся; б) стимулирование и мотивация учения.
Многоаспектность методов обучения обуславливает многообразие их классификаций. Рассмотрим основные подходы к классификации методов обучения.
Первоначально отметим те классификации, которые являются наиболее традиционными для Иордании. К ним относят: бинарную классификацию, в которой выделяют методы, основанные на действиях учителя и методы, основанные на действиях ученика; классификацию, основанную на стиле управления учебной деятельностью - демократические методы; недемократические; выделяют также групповые методы обучения, индивидуальные методы обучения[64,c.120;7,c.9,23].
Самой распространенной является классификация, по которой методы обучения делят на три группы: методы демонстрации, методы взаимодействия, методы исследований и практических работ. Основаниям для выделения этих групп методов является степень самостоятельности и активности, учащихся в процессе обучения.
К методам демонстраций относят лекцию, рассказ, демонстрации и иллюстрации разнообразной наглядности. При этом в обучении доминирует монолог учителя. Методы взаимодействия