Ви є тут

Розвиток в Україні системи підприємництва: формування малого бізнесу

Автор: 
Хімченко Андрій Миколайович
Тип роботи: 
Дис. канд. наук
Рік: 
2005
Артикул:
3405U000554
129 грн
Додати в кошик

Вміст

РАЗДЕЛ 2
МАЛЫЙ БИЗНЕС В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1. Анализ структуры и динамики малого бизнеса в Украине
С научной точки зрения развитие малого бизнеса рассматривается как один из
базовых процессов, который должен обеспечить реальные структурные сдвиги,
углубить рыночные отношения, повысить эффективность и социальную
ориентированность производства. Это определяется тем, что малый бизнес –
основной поставщик всех экономических ресурсов и одновременно – основная
расходующая группа в национальном хозяйстве. Другими словами, малый бизнес –
это основной потребитель производственных ресурсов. Это подтверждается фактом:
в странах с развитой экономикой малые и средние предприятия (МСП) в общем
объёме фирм преобладают.
Анализируя данные табл. 2. 1, 2. 2 становится понятным, что «феномен МСП»
наблюдается во всех западных промышленных странах. Проанализируем
статистические показатели, отражающие ситуацию в Германии, Австрии, Швейцарии,
ЕС и США. Сравнение показывает, что по Европе в среднем микропредприятия
распространены даже больше, чем в Германии, Австрии и Швейцарии. О том же
свидетельствуют и общеевропейские показатели. В «Европе – 19» в МСП (от 1 до
250 сотрудников) занято 75 млн. человек, а на крупных предприятиях (более 250
сотрудников) работает 40 млн. человек. Создание особого разряда –
микропредприятий – станет понятнее, если учесть, что в Европе трое из десяти
занятых работает на микропредприятиях. Причём, в странах Южной Европы
микропредприятия распространены шире, чем в странах Северной Европы.
Многочисленные эмпирические исследования доказывают, что малые и средние
предприятия являются основным источником новых рабочих мест; в этом отношении
они превосходят крупные предприятия. Основная доля новых рабочих мест всегда
приходится на сектор услуг, где шире всего представлены как раз МСП, как это
видно на примере Швейцарии, где более 50% всех частных предприятий является
микропредприятиями в сфере услуг (табл. 2. 2).
Таблица 2. 1
Количество предприятий, количество занятых, добавленная стоимость и оборот в
«Европе – 19*» (без учёта с/х и административного сектора)
в 1993 – 1994 гг. [122, С. 16]
ПОКАЗАТЕЛИ:
Микро
(0-9)
МП
(10-49)
СП
(50-249)
КП (250+)
Общий объём
Кол-во предприятий, тыс. ед.
17695
1150
170
40
19055
Кол-во, % к общему числу
92,9
6,0
0,9
0,2
100
Кол-во занятых, тыс. чел.
37960
21920
15820
39380
115080
Кол-во занятых, % к общему числу
33,0
19,0
13,7
34,2
100
Добавл. ст-ть на 1 занятого, тыс. евро
30
40
50
55
40
Добавл. ст-ть, млн. евро
1139
877
791
2166
4973
Добавл. ст-ть, %
22,9
17,6
15,9
43,6
100
Оборот на 1 предприятие, млн. евро
0,2
16
170
0,8
Оборот, млрд. евро
3539
3450
2720
6800
16509
Оборот, %
21,4
20,9
16,5
41,2
100
Среднее кол-во сотрудников
20
90
1030
В 1996 г. Европейская комиссия ввела следующие усреднённые критерии для
определения малых и средних предприятий:
Микро = микропредприятие 0 – 9 занятых;
МП = малое предприятие 10 – 49 занятых;
СП = среднее предприятие 50 – 249 занятых;
КП = крупное предприятие более 249 занятых.
Европа – 19* = ЕС (15 членов) + ЕЭП (Лихтенштейн, Исландия, Норвегия) +
Швейцария.
Таблица 2. 2
Доля предприятий / Доля занятых в Германии, Австрии, Швейцарии, Европе – 19,
США [122, С. 19]
СТРАНЫ
Микро
(0-9)
МП (10-49)
СП (50-249)
Микро, МП, СП (1-249)
КП (250+)
Доля предприятий (%)
Германия (1995 г.)
87,6
10,5
1,6
99,6
0,4
Австрия (1994 г.)
87,5
9,7
2,2
99,4
0,6
Швейцария
(1998 г.)
88,5
9,4
1,8
99,7
0,3
Европа – 19 (1993 – 1994 гг.)
92,9
6,0
0,9
99,8
0,2
США (1995 г.)
78,8
(19,5)
(1,4)
(99,7)
(0,3)*
Доля занятых (%)
Германия (1995 г.)
23,5
20,3
13,9
57,7
42,3
Австрия (1994 г.)
24,0
19,2
21,3
64,5
35,5
Швейцария (1998 г.)
27,2
21,5
20,4
69,1
30,9
Европа – 19 (1993 – 1994 гг.)
33,0
19,0
13,7
65,8
34,2
США (1995 г.)
11,8
(26,1)
(14,6)
(52,5)
(47,5)*
* крупными предприятиями в США считаются предприятия, на которых занято более
100 или более 500 работников.
В пользу того, что МСП длительное время будут сохранять свою большую
значимость, свидетельствуют три тезиса:
Динамика. Во всех высокоразвитых странах наблюдается непропорциональный рост
сектора услуг по сравнению со всеми прочими хозяйственными секторами. В секторе
услуг преобладают небольшие предприятия.
Эффективность. Неограниченная эффективность МСП заставляет полагать, что с
точки зрения организации производства эффективность обратно пропорциональна
величине предприятия.
Личностный фактор. Сила МСП имеет также и психологическую подоплёку: стремление
сохранить естественный человеческий формат, то есть от массовости к личности.
Этой тенденции, несомненно, соответствует, в первую очередь, небольшие
предприятия.
В Украине, как и в других странах с переходной экономикой создание малого
бизнеса шло преимущественно двумя путями: по собственной инициативе (в рамках
нового законодательства) и в процессе приватизации и реструктуризации
государственных предприятий. В первом случае, не имея источников формирования
стартового капитала для начала производственной деятельности, малые предприятия
включались в торговое посредничество, особенно из-за его высокой прибыльности в
период инфляции и гиперинфляции. Производственной деятельностью занимались
единицы.
Другой путь развития предпринимательства – приватизация. Ключевым экономическим
моментом возрождения предпринимательства в условиях Украины, является
разгосударствление и приватизация объектов собственно